Пояснительная записка Программа
учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в
учреждениях начального профессионального
образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего
образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего
образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным
базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
(письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО).
При получении профессий НПО
обучающиеся изучают русский язык как базовый
учебный предмет в объеме 78 часов.
Программа ориентирована на достижение
следующих целей:
- воспитание формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; - дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности
к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний
о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в
различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в
собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической
и пунктуационной грамотности.
Основу
программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
базового уровня.
Содержание программы
структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и
совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе
формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы,
поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция
формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении
фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при
изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц
языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых
навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных
выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана,
тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка,
умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование
культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально
подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других
народов.
Русский язык, как
средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности
обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного
предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития,
воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на
синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
В программе курсивом выделен материал, который при
изучении учебной дисциплины «Русский язык» контролю не подлежит.
|