Лекция 3.Образ Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, отношение к нему автора1. Общественно-политическая обстановка создания романа
"Отцы и дети”.
2. И.С. Тургенев о своем герое. 3.Базаров — "новый человек”: демократизм; суровая жизненная школа; "я работать хочу”: увлечение естественными науками; гуманизм героя; чувство собственного достоинства. Нигилизм Базарова. 4. Отношение автора к позиции Базарова. 5.Любовь в жизни Базарова и ее влияние на взгляды героя. 6.Смерть и мировоззрение Базарова — главный смысл финала.
1. Роман "Отцы и дети” был написан И.С.
Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены
крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания
России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической
мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова,
разночинца-демократа ("дети”) и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов
("отцы”). 2. Сам Тургенев двойственно воспринимал
созданный им образ. Он писал А. А. Фету: "Хотел ли я обругать Базарова или его
превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!”
А в заметке по поводу "Отцов и детей” Тургенев пишет: "Базаров — мое любимое
детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур”. 3. Личность Базарова, выразителя идей революционной
демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя
отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове
демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая
вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой — суровая
жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно
отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки
человека. Кирсановы — лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют
взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел
Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду,
ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: "Я работать хочу”. И Тургенев постоянно.
подчеркивает, что "лихорадка работы” характерна для деятельной натуры героя.
Черта поколения демократов 60-х годов — увлечение естественными науками.
Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха "режет лягушек”, готовя
себя к научной деятельности. Базаров не замыкается только в тех науках, которые
имеют непосредственное отношение к медицине, а обнаруживает обширные познания и
в ботанике, и в агротехнике, и в геологии. Понимая ограниченность своих
возможностей вследствие плачевного состояния медицины в России, Базаров
все-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь со своей
занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает отцу.
И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется
в его желании принести пользу народу, России. Базаров — человек с большим чувством
собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в
чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только
здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность
иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил
даже Павел Петрович: "Вы поступили благородно...” У Но есть вещи, которые
Тургенев отрицает в своем герое, — это нигилизм Базарова в отношении природы,
музыки, литературы, живописи, любви — всего того, что составляет поэзию жизни,
что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров
отрицает. Он считает прогнившим весь государственный
строй России, поэтому он отрицает "все”: самодержавие, крепостное право,
религию — и то, что порождено "безобразным состоянием общества”: народную
нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако
положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему:
"...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить”, Базаров отвечает: "Это
уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить”. 4. Когда Базаров клеймит насмешкой дутые,
отвлеченные "принсипы”, он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда
Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не
принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится
Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему. 5. В любви к Одинцовой выразилась способность
Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру — ведь
самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство
разумным содержанием. Тургенев отражает глубокие психологические
переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном
конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает
нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв
трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои
взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический
настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему
проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования:
"Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным
пространством... и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна
перед вечностью...” Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров
теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает
против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями
становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает
умения "рассуждать о делах и нуждах” мужиков и только помогает в лекарской
практике отца деревенскому населению. 6. Величие Базарова Тургенев показал во время
его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого
неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных
страданий: "Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный”
а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача
есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?”
Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от
нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой —
позаботиться о стариках: "Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем
с огнем не сыскать...” Мужество и стойкость его материалистических и
атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая
мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном
состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что
перед лицом смерти "Базаров становится лучше, человечнее, что является
доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не
успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти
избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная
жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается
главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая,
большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки
обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии
будущего”. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |