Четверг, 02.05.2024, 12:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

Лекция 3. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


1. Художественное исследование народной жизни.                                                                            

2. Фольклорная основа поэмы.                                                                                                             

3. Кому на Руси жить хорошо?                                                                                                                 

- говорящие названия;                                                                                                                                       

- образ крестьян;                                                                                                                                            

- идеал счастья:                                                                                                                                               

- попа;                                                                                                                                                             

- помещика;                                                                                                                                                  

- народа.                                                                                                                                                        

4. Понимание счастья Некрасовым.                                                                                                           

5. Образы бунтарей — народных заступников.                                                                                          

6. Образ Г. Добросклонова — нравственный идеал Некрасова.                                                                

7. Оптимистический финал поэмы.

1. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова "Элегия”:

"Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. ^ Уже зачин поэмы "В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай”, не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

Подтянутой губернии,                                                                                                                                
Уезда Терпигорева,                                            
Пустопорожней волости, 
Из смежных деревень —                                                                     
Заплатова, Дырявина,                                                                                                                                    
Разутва, Знобишина,                                                                                                                                     
Горелова,Неелова —                                                                                                                              
Неурожайка тож.

В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая "целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...”. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая; как вдавленный                                                                                                                    

Живот; у глаз, у рта                                                                                                                                       

Излучины, как трещины                                                                                                                                  

 На высохшей земле;

И сам на землю-матушку                                                                                                                             

Похож он: шея бурая,                                                                                                                                   

Как пласт, сохой обрезанный,                                                                                                                            

 Кирпичное лицо,                                                                                                                                       

Рука — кора древесная,                                                                                                                             

 А волосы — песок.

Центральный вопрос поэмы: "Кому живется весело, вольготно на Руси?” не имеет однозначного ответа.

В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

В чем счастие, по-вашему?                                                                                                                      

Покой, богатство, честь,                                                                                                                                  

Не так ли, друга милые?                                                                                                                                     

 Они сказали: "Так”.

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие "счастье”. Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который "сам нуждается и рад бы дать, да нечего”. Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии: в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право.

Богатство"прогрессивного” помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из "Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою”. Покой помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях "был, а не убит”, "нещадно бит я палками” — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как "родилось реп до тысячи на небольшой гряде”; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Покой — внутренняя гармония и чистая совесть. Честь — уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

Для народа слова: богатство, честь, покой — наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: "Не дело между бабами счастливую искать”. Счастливой она была только в молодости: хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, "Бог сибирской язвою” трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Матрена называет деда Савелия — "богатыря святорусского”, который двадцать лет провел на каторге.

Эти простые люди — золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков.

. Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

Еще народу русскому                                                                                                                                              
Пределы не поставлены:                                                           
                                                                         
Пред ним широкий путь.

5. В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

6. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе "Доброе время — добрые песни”, и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:

Судьба ему готовила                                                                                                

Путь славный, имя громкое                     

Народного заступника,                                                                                                                                      

Чахотку и Сибирь.

Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа.

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0