Лекция 1. Жизненный и творческий путь И. С. ТургеневаДетство и юность
Тургенев родился в старинной дворянской семье
в городе Орле 28 октября (старого стиля) Сергей Николаевич служил в Елисаветградском
кавалерийском полку и вышел после свадьбы в отставку со званием полковника.
Принадлежал он к старинному дворянскому роду, по преданию, его предки были
татарами – выходцами из Орды. Мать не была столь родовита, как отец, зато
превосходила его богатством: Варваре Петровне принадлежали обширные земли в
Орловской губернии. Сергей Николаевич отличался светской утонченностью и
изяществом манер, душу имел тонкую, был красив и пользовался успехом у женщин. Нрав
Варвары Петровны был не таков. Она рано лишилась отца, в отрочестве испытала
страшное потрясение, когда отчим пытался соблазнить юную девушку. Тогда
Вареньке пришлось бежать из дому. Пережившая притеснения и унижения, Варвара
Петровна пыталась с лихвой воспользоваться властью, которую природа и закон
дали ей над сыновьями. Отличалась силой воли. Мать любила детей деспотично. С
крепостными Варвара Петровна была не просто строга, но жестока и часто
наказывала поркой за самые ничтожные провинности. Воспоминаниями о Варваре
Петровне будет навеян образ матери главного героя в повести «Первая любовь»,
черты тургеневской матери различимы в женщинах-помещицах, героинях повестей
«Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Контора». В Из заграничной поездки Тургеневы воротились в
материнское имение Спасское-Лутовиново, что в десяти верстах от Мценска,
уездного города Орловской губернии. "Возвратившись в Спасское, семья
Тургеневых зажила деревенской жизнью, дворянской, медленной и мелкой жизнью, –
с обычной обстановкой гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных
дядек и крепостных нянек", – вспоминал Тургенев о той поре первоначального
детства в автобиографии, написанной за восемь лет до смерти, в Орловская и примыкающие к ней губернии –
Воронежская, Курская, Тульская, Калужская, Рязанская – подарили России
множество писателей, поэтов, литературных критиков. И.А. Бунин, сам уроженец
этих мест, с гордостью перечислял их имена: "Жуковский и Толстой –
тульские. Тютчев, Лесков, Тургенев, Фет, братья Киреевские, братья Жемчужниковы
– орловские, Анна Бунина и Полонский – рязанские, Кольцов, Никитин, Гаршин,
Писарев – воронежские . Даже и Пушкин с Лермонтовым отчасти наши, ибо их
родичи, Воейковы и Арсеньевы, тоже из наших мест, из наших квасов, как говорят
у нас". А писатель Б.К. Зайцев, уроженец Орловской губернии, в эмиграции
создавший художественное описание жизни Тургенева (1929-1931), так написал об
этой земле: "Орловская губерния не весьма живописна: поля, ровные, то
взбегающие изволоками, то пересеченные оврагами; лесочки, ленты берез по
большакам, уходящие в опаловую даль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки
по косогорам, с прудками, сажалками, где с жару под ракитами укрывается
заленившееся стадо – а вокруг вся трава вытоптана. Кое-где пятна густой зелени
среди полей – помещичьи усадьбы. Все однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты
ржами поспевающими, по ржам ветер идет ровно, без конца без начала, и они
кланяются, расступаются, тоже без конца-начала. Васильки, жаворонки… благодать. Это предчерноземье. Место встречи
северно-средней Руси с южною. Москвы со степью. К западу заходя в Калужскую, к
северу в Московскую, области Тулы и Орла являются как бы Тосканою русской.
Богатство земли, тучность и многообразие самого языка давали людей искусства.
Тургеневы, Толстые, Достоевские порождены этими щедрыми краями". В Спасском-Лутовинове маленький Ваня открыл
для себя изящную словесность: один дворовый, крепостной человек Варвары
Петровны, читал ему на старинный манер, мерно и распевно, поэму стихотворца
Хераскова «Россиада». В торжественных стихах Херасков, создавший свое творение
лет за пятьдесят до рождения Вани, воспевал битвы русских и татар за Казань в
дни царя Ивана Васильевича. Многими годами позднее Тургенев наделил горячей
любовью к «Россиаде» и старинной манере декламации стихов одного из героев
своей повести «Пунин и Бабурин» (1874). Конец 1820-х и первую половину 1830-х гг.
семья Тургеневых проводит в Москве. Ивану пятнадцать лет – уже не ребенок, еще
не взрослый. Живут на даче Энгель против Нескучного сада. Соседи – княгиня
Шаховская и ее дочь, княжна Екатерина, тремя годами старше Ивана. Екатерина
кажется ему прекрасной, пленительной. Юный Тургенев опален огнем первой любви.
Он благоговеет перед Екатериной, боится признаться в томительном и сладостном
чувстве, им овладевшем. Внезапно пришел конец и мукам и радостям, и надеждам и
страхам: влюбленный юноша случайно узнал, что княжна Шаховская – возлюбленная
его отца. Боль узнавания этой правды долго преследовала Тургенева. Свою историю
любви к Екатерине Шаховской писатель подарит юному герою повести «Первая любовь»
(1860). Екатерина в этой повести скрыта под именем княжны Зинаиды Засекиной. В сентябре В Московском университете Тургенев проучился
всего лишь год: летом Смерть отца оставила глубокую рану в душе
юного Тургенева. Ходили смутные слухи, что Сергей Николаевич умер не своей
смертью, что это было самоубийство, вызванное отношениями отца с княжной
Екатериной Шаховской. Иван Тургенев задумывается о смысле бытия, о смерти и
жизни. В то время его живо привлекали яркие характеры, могучие страсти, борения
и метания души, выраженные языком возвышенным, необычным. Он упивался
романтическими повестями А.А. Бестужева-Марлинского и стихами Н.В. Кукольника и
В.Г. Бенедиктова. (Много позже Тургенев с иронией будет отзываться об этих
ультраромантических писателях, и направление, к которому принадлежали они,
окрестит «ложновеличавой школой».) В подражание английскому поэту Дж.Г. Байрону
– автору драмы «Манфред» – Тургенев пишет драматическую поэму «Стено», о
которой тридцать с лишним лет спустя скажет: «совершенно нелепое произведение». Зимой 1834- На третьем курсе студент Тургенев близко
познакомился с профессором русской словесности Петром Александровичем Плетневым
– поэтом, литературным критиком, другом Пушкина, посвятившего Плетневу роман в
стихах "Евгений Онегин". На литературном вечере у Плетнева начале В первом и четвертом номерах журнала
«Современник» за В годы петербургской студенческой жизни
Тургеневу довелось видеть Лермонтова. В конце Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки… и т. д.".
Словесное отделение философского факультета
Петербургского университета Тургенев закончил в Выбор был предрешен: весной За границей он близко познакомился с поэтом и
мыслителем Н.В. Станкевичем, с которым был поверхностно знаком еще во время
учебы в Московском университете. Подружился с М.А. Бакуниным – в то время еще
молодым человеком, пылким гегельянцем, который позднее станет известным
революционером, социалистом-анархистом. Беседы на философские и исторические
темы вел с еще одним знакомым – Т.Н. Грановским, будущим знаменитым историком.
В годы, проведенные за границей, укрепилась такая черта Тургенева, как душевный
идеализм – устремленность к миру идеальному, к миру красоты природы, искусства
и любви. Во взглядах на отношения России и Европы Тургенев стал убежденным
западником: он уверен в превосходстве европейской цивилизации над культурой и
порядками России и считает, что Россия должна учиться у Европы – долго, трудно
избавляясь от невежества, лени, некультурности. Вернувшись в В 1840-х гг. Тургенев стремился играть в
обществе роль светского льва: всегда аккуратный, ухоженный, с безукоризненными
манерами аристократа. Он жаждал внимания и успеха, потому часто говорил
неестественно, наигранно, манерно; во время разговора отдавался во власть
фантастических выдумок, ошарашивающих признаний и суждений. Так, однажды он
заявил, что перед великими произведениями искусства чувствует зуд под коленями
и ощущает, что его икры превращаются в треугольники; когда ему напомнили об
этом странном заявлении, Тургенев стал уверять, что такого никогда сказать не
мог. "Никто, конечно, не смешивал его с Хлестаковым, простейшим типом лжи,
, который употребляет ложь как средство обмануть себя и других относительно
своей ничтожности, вспоминал приятель Тургенева, литератор П.В. Анненков. Цели
юного Тургенева были ясны: они имели в виду произведение литературного эффекта
и достижение репутации оригинальности". Первые литературные опыты. Признание
В апреле Поэма «Параша» была высоко оценена самым
известным и влиятельным критиком того времени – В.Г. Белинским. Тургенев
знакомится с известными литераторами – А.В. Дружининым, Н.А. Некрасовым, И.И.
Панаевым. Вслед за «Парашей» он пишет поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845),
«Помещик» (1845), повести и рассказы («Андрей Колосов», 1844, «Три портрета»,
1846, «Бретер», 1846, «Петушков», 1847), драму «Неосторожность» (1843) и
комедию «Безденежье» (1846). Тургенев следует принципам литераторов
«натуральной школы», к которой принадлежали Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович,
И.А. Гончаров, А.И. Герцен. Писатели этого направления изображали предметы,
прежде считавшиеся «непоэтическими»: быт, повседневную жизнь разных сословий,
описывали своих героев как представителей определенного социального типа,
уделяли преимущественное внимание влиянию среды, обстоятельств на характер и
судьбу человека. В В октябре Тургенев, преклонявшийся перед женской
красотой, полюбил Полину Виардо на всю жизнь чувством, исполненным не столько
страсти, сколько преклонения. Он последовал за нею и ее семьей (госпожа Виардо
была замужем) во Францию, как верный рыцарь-паладин, он сопровождал ее в турне
по Европе. Отныне его жизнь была разделена между Россией и Францией, где жила прославленная
певица. Первого поцелуя он ждал два года. И только в июне Первый раз Тургенев последовал за Полиной
Виардо за границу в В конце февраля "Гоголь умер! – писал Тургенев. – Какую
русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так
внезапна, что нам всё еще не хочется ей верить. В то самое время, когда мы все
могли надеяться, что он нарушит наконец свое долгое молчание, что он обрадует,
превзойдет наши нетерпеливые ожидания, пришла эта роковая весть! Да, он умер,
этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам
смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории
нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших! Он
умер, пораженный в самом цвете лет, в разгаре сил своих, не окончив начатого
дела, подобно благороднейшим из его предшественников… Его утрата возобновляет
скорбь о тех незабвенных утратах, как новая рана возбуждает боль старинных
язв". Некролог Тургенева не содержал никаких
предосудительных мыслей. Правда, в печати не принято было (пусть даже в форме
намека) вспоминать о дуэли, приведшей к гибели Пушкина; равно нежелательны были
напоминания о смерти Лермонтова на поединке (кстати, и государь император
Николай Павлович автора "Героя нашего времени" сильно не любил).
Тургенев же об этих двух безвременных смертях сказал, пусть и глухо, а Гоголю
придал великое значение общественное. Мусин-Пушкин поспешил расправиться с
составителем заметки о Гоголе: к императору было отправлено всеподданнейшее
донесение о неблагонадежном литераторе, будто бы осмелившемся нарушить указание
председателя цензурного комитета, строго запретившего печатать статьи о кончине
литератора Гоголя. 16 апреля Тургенев был посажен на месяц под арест в
полицейскую часть, после чего сослан в свое имение Спасское-Лутовиново без
права покидать пределы Орловской губернии. Спустя полтора года по прошению
ссыльного ему разрешили покинуть Спасское, но право выезда за границу
предоставили только в Во время ареста и ссылки Тургенев написал
повести «Муму» (1852) и «Постоялый двор» (1852). В конце 1840-х – середине
1850-х гг. им были созданы повести «Дневник лишнего человека» (1850), "Два
приятеля« (1853), »Затишье« (1854), »Переписка" (1854), «Яков Пасынков»
(1856). Персонажи, созданные в повестях Тургенева, возвышенные и наивные
идеалисты, терпящие неудачу в стремлении принести пользу обществу или обрести
счастье в любви. Герои Тургенева, которых критика нарекла «лишними людьми»,
воспользовавшись выражением из заглавия его повести, дальние потомки
романтических героев, изображенные, в отличие от своих литературных
прародителей, без возвышающего пафоса – как живые характеры, окруженные бытом,
действующие в повседневных обстоятельствах. Тургеневский «лишний человек»
изображен критически – ему свойственны и безволие, и эгоцентризм. Приобретенную Тургеневым к середине 1850-х
гг. славу упрочил роман «Рудин», законченный в Спасском-Лутовинове за семь
недель История старинного дворянского рода,
изображение героя – дворянина, укорененного в русской духовной почве (Лаврецкий),
трогательная, светлая и по роковой воле обстоятельств обреченная на горе любовь
героя и героини (Лаврецкий и Лиза Калитина) – таковы темы «Дворянского гнезда»
(1858), второго тургеневского романа. Поэзия любви, бережное, исполненное
тонкости и изящества изображение переживаний героев, одухотворение мира природы
– эти отличительные особенности тургеневского стиля наиболее отчетливо
выражены, возможно, именно в «Дворянском гнезде». Они свойственны и нескольким
повестям, созданным примерно в одно время с романом. Это «Фауст» (1856),
"Поездка в Полесье« (1853-1857), »Ася« (1860), »Первая любовь"
(1860). Роман «Дворянское гнездо» был встречен весьма
доброжелательно. Его хвалили критики (в том числе такие известные, как П.В.
Анненков, А.А. Григорьев, Д.И. Писарев), им восторгались читатели. Иная участь
ждала следующий тургеневский роман, «Накануне», начатый спустя пять месяцев
после издания «Дворянского гнезда» и вышедший в свет в Роман вызвал разноречивые оценки.
Консервативно настроенные критики (Н.Ф. Павлов, М.И. Дараган) упрекали автора в
оправдании безнравственного поступка Елены, которая еще до брака отдается
Инсарову. Радикально-демократическая критика оценила роман достаточно высоко.
Молодой критик журнала «Современник» Н.А. Добролюбов написал о романе статью
под многозначительным заглавием «Когда же придет настоящий день?». Признавая
достоинства и злободневность произведения, Добролюбов отвергал заключенную в
романе мысль о необходимости объединения всех сил России, желающих перемен в
судьбе страны. Тургенев был сторонником реформ, и Болгария, в которой все
сословия объединены одним желанием – желанием свободы, была показана как пример
для России. Добролюбов исповедовал веру в революцию и отвергал либеральную идею
реформ. В статье он поучительным тоном выговаривал автору романа, где и в чем
тот не прав. Тургенев пришел в ярость. Он пытался
остановить печатание статьи в «Современнике», но Некрасов, издатель и редактор
журнала, принял сторону Добролюбова. Радикально-демократические издания
печатали на своих страницах тексты с ехидными и скандальными намеками на
обстоятельства личной жизни Тургенева. «Свисток», сатирическое приложение к
«Современнику», упоминал об известном писателе, который "следует в хвосте
странствующей певицы« и »устраивает ей овации на подмостках провинциальных
театров за границей". Тургенев разорвал все отношения с «Современником», в
котором печатался многие годы. Молодое поколение уже не видело в нем кумира,
выразителя своих идеалов. Поздняя проза
Роман «Отцы и дети», написанный в 1860-1861
гг. и в И хотя Павел Петрович Кирсанов, человек
тургеневского поколения и, подобно самому сочинителю, потомственный дворянин,
изображен с большой долей жестокой иронии, местами почти сатирически, а в
Базарове автор видит и силу воли, и мужество, проявляемое в преддверии смерти,
радикально-демократическая критика истолковала роман как пасквиль на «молодое
поколение». Об этом писал в «Современнике» М.А. Антонович, это утверждали Н.Г.
Чернышевский и М.Е. Салтыков-Щедрин. А.И. Герцен, давний знакомый Тургенева,
политический эмигрант, издававший за границей оппозиционную социалистическую
газету «Колокол», также оценил «Отцов и детей» как пасквиль на молодых
прогрессистов-радикалов, приверженцев свободы. Автору припомнили и грубость
Базарова, и кажущееся бессердечие по отношению к родителям. Исключением в стане
радикальной прессы был одинокий голос критика Д.И. Писарева, признавшего
верность и точность Базарова как собирательного портрета «нигилистов» и
поставившего автору в заслугу объективность этого образа. Не были довольны и консерваторы; издатель
«Русского вестника» Катков считал, что автор «Отцов и детей» сильно польстил
Базарову, который вызывает некоторую симпатию у читателей. На самом же деле Базаров во многом подобен
прежним героям Тургенева – "лишним людям". Он одинок и по-настоящему
не понят, ему не суждены ни славное общественное поприще, ни радость
разделенной любви. В этом трагическая судьба нигилиста напоминает несчастливую
жизнь его яростного антагониста, Павла Петровича Кирсанова. Счастье выпадает не
им, а тем, кто способен просто жить и радоваться жизни – Аркадию и его отцу
Николаю Петровичу. Но перспективы русской общественной жизни в трактовке
Тургенева туманны и не внушают оптимизма: неизвестно, как и кому подступиться к
преобразованиям, которых ждет страна. Однако в правительственных кругах Тургенев
имел репутацию человека, питавшего предосудительную слабость и симпатию к идеологам
радикализма и проповедникам революции. Весной Мотивами разочарования в жизни, во всех ее
ценностях, включая столь дорогие Тургеневу любовь и искусство, проникнута
повесть-миниатюра «Довольно» (создана в 1862-1864 гг., издана в Повествователь из этого произведения, отразившего у |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |