Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы.Октябрьский переворот призвал литературу на службу революции. На этот призыв откликнулись немногие. Большинство литераторов выступило с разоблачением большевистского заговора, направленного против русского народа. Таким образом, ведущим жанром в начале периода была публицистика. Она выдвигала вопросы, которые сохранили свою актуальность на протяжении всей истории развития русской литературы ХХ века. Это взаимоотношения революции и человечности, политики и нравственности, проблема кризиса традиционного гуманизма и рождение «нового человека», проблема технической цивилизации и будущего, судьба культуры в эпоху революционной ломки, проблема народного характера, проблема ограничения и подавления личности в новых условиях и т.д. После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой–либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства. Так, например, была группа «Ничевоки», провозглашавшая: «Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя ничего». Большую роль в литературной жизни сыграл Петроградский Дом искусств (1919–1923). Там работали литературные студии – Замятина, Гумилева, Чуковского, было выпущено два одноименных альманаха. Наряду с Домом литераторов и Домом ученых он был «кораблем», «ковчегом», спасающим петербургскую интеллигенцию в годы революционной разрухи – роль Ноя возлагалась на Горького. (Недаром роман О.Форш о жизни в Доме искусств назывался «Сумасшедший корабль»). Необходимо отметить старейшее Общество любителей русской словесности (1811–1930), среди председателей и членов которого были почти все известные русские писатели. В ХХ веке с ним связаны имена Л.Толстого, В.Соловьева, В.Короленко, В.Вересаева, М.Горького, К.Бальмонта, Д.Мережковского, В.Брюсова, А.Белого, Вяч. Иванова, М.Волошина, Б.Зайцева, А.Куприна, Н.Бердяева. В 1930 году это уникальное и активно пропагандирующее литературную классику общество разделило участь всех остальных объединений и групп.
Исход большой части русских писателей за рубеж также способствовал
возникновению различного рода объединений, тем более, что по этому параметру в
20–е годы между двумя ветвями литературы шло своего рода соревнование. В Париже
в 1920 г. выходил журнал «Грядущая Россия» (1920), связанный с именами
М.Алданова, А.Толстого. Долгой была жизнь «Современных записок» (1920–1940) –
журнала эсеровского направления, где печаталось старшее поколение эмигрантов.
Мережковский и Гиппиус в Париже создали литературно–философское общество
«Зеленая лампа» (1926), его президентом стал Г.Иванов. Закату объединения
способствовало появление нового журнала «Числа» (1930–1934). «Под тяжестью
«Чисел» медленно и явно гаснет «Лампа»,– сетовала З.Гиппиус.
Русские литературные центры сложились и в других крупных городах Европы. В
Берлине в начале 20–х годов были Дом искусств, Клуб писателей, учрежденный
высланными из России Н.Бердяевым, С.Франком, Ф.Степуном и М.Осоргиным. Горький
издавал в Берлине журнал «Беседа» (1923–1925), где печатались А.Белый,
В.Ходасевич, Н.Берберова и др. Там же выходил и литературный альманах «Грани»
(1922–1923). «Русский Берлин» – тема многочисленных исследований и изысканий
зарубежных славистов. В Праге, например, издавались журналы «Воля
России» (1922–1932), «Своими путями» (1924–1926). Интересна «география» издания
журнала «Русская мысль» – в Софии (1921–1922), в Праге (1922–1924), в Париже
(1927). Общая характеристика журналов дана Глебом Струве. В книге
«Русская литература в изгнании» он называет писательские объединения
литературными гнездами, подчеркивая их влияние на развитие литературных
талантов. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |