Лекция1. Жизненный и творческий путь
Анна
Андреевна Горенко (Ахматова – псевдоним) родилась под Одессой, в семье офицера,
родители разошлись, жила с матерью, в Царском Селе, под Петербургом, потом я
Киеве, училась на Высших женских курсах, вышла замуж за Гумилева в 1910 году,
уже в 1913 разошлись. Развод оформили в 1918. Жила преимущественно в
Ленинграде, умерла в Москве. Главный принцип акмеизма – быть высшей степенью
чего-либо – нашел воплощение в ее творчестве, оно продолжалось полвека и стало
мерилом поэтического мастерства. Ахматова – крупный поэт ХХ века, к ней не
примеримо слово «поэтесса». Личные переживания, судьба страны и народа нашли
отражения в ее поэзии.
Первые ее книги – «Вечер» (1912), «Четки» (1914)
– начальный период творчества (1907-1914). Первыми же книгами она показала, что
любовная лирика может быть «женской», не уступая своим совершенством и
трагичностью «мужской» лирике, но даже в первых книгах тематика ее стихов
многолика – это и стихи о любимом городе («Стихи о Петербурге»), это тема о
роли и назначении поэта, особенностях поэтического дара. Лирика Ахматовой
исповедальна и часто носит автобиографический характер, но героиня в стихах
имеет разный облик, разные обличья – наивная девушка, искушенная красавица,
брошенная любовница, старуха, простая русская баба. С самого же начала критики
отмечали такую особенность ее поэзии как «новеллистичность», психологическая
проза. Ее стихи называли маленькими повестями, новеллами, но это не надо
понимать буквально, в большинстве стихов не изложение событий, а «наложение»
одного восприятия на другое, это рассказы о «миге», но обычно в них два
аспекта, они присутствуют одновременно:
Сжала
руки под темной вуалью...
«Отчего
ты сегодня бледна?»
–
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила
его допьяна –
Первая
же фраза драматически-многозначительна, но информация ясна, читатель сразу же
понимает, что произошла драма – не важно, кто задает вопрос, дальше автором
вводится уже оставшийся в прошлом кульминационный эпизод.
Как
забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился
мучительно рот...
Я
сбежала, перил не касаясь,
Я
бежала за ним до ворот.
Задыхаясь,
я крикнула: «Шутка
Все,
что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся
спокойно и жутко
И
сказал мне: «Не стой на ветру».
Этот
ответ еще более впечатляющ, чем руки, сжатые под вуалью. Трагизм ситуаций присутствует
во многих стихах Ахматовой, но в них часто есть и светлые ноты. Внутренний мир
героев Ахматовой передается через описание внешнего облика героев, их
портретных черт («твой профиль тонок и жесток»), прически («И в косах спутанных
таится / Чуть слышный запах табака»), фигуры («Я надела узкую юбку, Чтоб
казаться еще стройней»), через отражение в зеркале или в восприятии чужих людей
(«И осуждающие взоры / Спокойных загорелых баб»). Внешний облик героев меняется
очень быстро: мимика(«Плотно
сомкнуты губы сухие»), жесты («Взлетевших рук излом больной»), взгляд («Как
я знаю эти упорные / Несытые взгляды твои»), походка («Он вышел, шатаясь»), характер самой
речи, часто прерываемый («Это все... Ах, нет, я забыла / Я люблю вас»).
Для передачи внутреннего состояния своих героев
Ахматова использует «вещные» образы («На столе забыты / Хлыстик и перчатка»),
детали интерьера («Протертый коврик под иконой»), особенности одежды («В сером
будничном платье, / На стоптанных каблуках»), украшения («Как красиво гладкое
кольцо») и т.д. Ахматова активно пользуется цветовой символикой, символикой
цветов («Я несу букет левкоев белых», «И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя
в петлице»), деревьев, птиц (аист, павлин), минералов («Там ликует алмаз и мечтает
опал»).
Психологически окрашены в лирике Ахматовой и
время суток, время года, даже погода – этот прием восходит к традициям
фольклора, к психологическому параллелизму («Сероглазый король», где вечер,
осень, закат предскзывают угасание, близость смерти, когда героиня узнала о
смерти своего былого возлюбленного). Одно из самых известных ранних
стихотворений – «Песня последней встречи» – передает физические ощущения:
походку, поступок («на правую руку одела перчатку с левой руки»), субъективные
ощущения. Героиня обернулась и увидела, что она покинула темный дом,
развнодушный желтый огонь свечи.
Второй период (1915-1923) совпал, по мнению
Ахматовой, с тем, что пришел настоящий ХХ век, она вела его отсчет с 1914 года.
В эти годы вышли книги: «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), Anno Domini
(1922, «В лето Господне» – лат.). расширяется тематический круг ее поэзии;
любовная тема не отступает на второй план, но меняется сама героиня. Если в
ранней лирике преобладали ситуации торжества мужчины над героиней, то теперь
женщина чаще всего сильна, она не только молит, но и требует, сопротивляется
чужой воле, она способна ответить мужчине: «Тебе покорной? Ты сошел с ума /
Покорна я одной Господней воле».
В поэзии Ахматовой появляется тема, которая
станет со временем основной в ее творчестве – она осознает, что может быть
голосом народа. Ахматова и в ранней лирике часто употребляла местоимение «мы»,
но это означало объединение со своим возлюбленным («Мы хотели муки жалящей /
Вместо счастья безмятежного»), то теперь это «мы» чаще означает единение с
народом («Думали, нищие мы...»)
Вообще тема изгнания и эмиграции – одна из самых
болезненных в этот период для поэта. Она имела для Ахматовой и личное значение,
поскольку ее друг Борис Анреп решил покинуть страну и звал Анну с собой (он жил
в Англии, мозаичист, они увиделись в старости, для нее имело большое
символическое значение черное кольцо, которое она подарила перед расставанием,
а мужчина об этом не помнил). Решение остаться на родине и разделить со своим
народом его участь – принципиально для Ахматовой, это нравственный выбор.
Анализ стихотворения «Когда в тоске самоубийства» может служить примером
«политического» подхода к художественному творчеству: в эмиграции не печатали
последние четыре строчки, получалось, что ангел призывает поэтессу покинуть
Родину. В советских изданиях не печатались первые восемь строк, и получалось,
что это дьявол-искуситель призывает бросить Родину. Смысл и соль этого
стихотворения как раз в соседстве начальных и финальных строк. «Приневская
столица» поругана, но миссия лирической героини в том, чтобы попытаться спасти
этот город.
Спустя несколько лет Ахматова пишет не менее
известное стихотворение, в котором вновь говорит миру жестокую правду о тех
испытаниях, которые выпали на долю оставшихся в России, но оно и о вере в то
новое, непонятное, что народилось в русской жизни.
Все
расхищено, предано, продано,
Черной
смерти мелькало крыло,
Все
голодной тоскою изглодано,
Отчего
же ним стало светло?
Она
здраво приняла решение остаться на родине, считала, что в будущем трудно будет
эмигрантам, которые потеряли родину. она верит, что: «в оценке поздней /
Оправдан будет каждый час».
Не с
теми я, кто бросил землю
На
растерзание врагам,
Их
грубой лести я не внемлю,
Им
песен я своих не дам.
Но
вечно жалок мне изгнанник.
Как
заключенный, как больной.
Темна
твоя дорога, странник,
Полынью
пахнет хлеб чужой.
В
поэзии Ахматовой очень много размышлений о творчестве, о «святом ремесле», как
она его называла – это отдельные стихотворения и целые циклы. Свою Музу она
возводит на высокий пьедестал, не стесняется соотнести свою музу с той, которая
служила самому Данте.
И вот вошла. Отклнув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я». Она считает себя наследницей великих мастеров, у нее очень часты царскосельские мотивы, например, стихи из цикла «В Царском селе» (1911). Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетия мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь
лежала его треуголка И
растрепанный том Парни. Конечно,
Ахматова могла высказаться о поэтическом творчестве и прямо, без всевозможных
высокопарных намеков, аллюзий на классику предыдущих веков; Когда
б вы знали, из какого сора Растут
стихи, не ведая стыда. Как
желтый одуванчик у забора, Как
лопухи и лебеда. Со
второй половины 20-х годов исследователи ведут отсчет третьего периода
творчества Ахматовой (1924-1966). Но надо сказать, что в 20-30 годы ее
практически не печатали, по сравнению с предыдущими годами она писала мало,
часто «в стол». В эти годы Ахматова изучает творчество Пушкина, ее пушкинские
штудии могут составить отдельный том. У Ахматовой и Гумлева был один сын,
знаменитый ученый-историк евразийства Лев Гумилев. За этот период сына
арестовывают трижды в 1935, 1938 и 1949 годах. Страшный личный опыт
многомесячного стояния в тюремных очередях стал одной из причин, побудивших
Ахматову к написанию поэмы «Реквием» (1935-1940). В годы
Великой Отечественной войны Ахматова становится народным, национальным поэтом,
ее лирика приобретает гражданский пафос: «Ленинград в марте 1941 года», «А вы,
мои друзья последнего призыва!» В стихотворении «Мужество» (1942) звучит мысль
о важности сохранения русского языка, без которого нет русской нации и русской
истории: Мы
знаем, что ныне лежит на весах И что
совершается ныне. Час
мужества пробил на наших часах, И
мужество нас не покинет. Не
страшно под пулями мертвыми лечь, Не
горько остаться без крова – Но мы
сохраним тебя, русская речь, Великое
русское слово. Ее
сосед по коммунальной квартире, мальчик Валя Смирнов погиб под бомбежкой, его
образ приобретает символическое обобщенное значение, это эпитафия всем погибшим
детям:
Постучись
кулачком – я открою.
Я тебе
открывала всегда.
Я
теперь за высокой горою,
За
пустыней, за ветром, за зноем,
Но
тебя не предам никогда.
Свое
итоговое произведение «Поэму без героя» Ахматова пишет долго, с 1940 по 1962
годы. Это произведение отразило эпоху Серебряного века, революцию, даже порыв к
свободе во время ВОВ. В основу сюжета легла давняя история – самоубийство
молодого юноши, поэта Всеволода Князева в 1913 году, он был безответно влюблен
в красавицу Ольгу Глебову-Судейкину, подругу Ахматовой. На этом фоне воссоздана
атмосфера жизни и быта довоенного Петербурга, это молодость поэтессы и ее
окружения, а так же драматические события последующих лет, когда наступил «не
календарный – настоящий двадцатый век». В изображаемом калейдоскопе лиц
мелькают многочисленные образы и мотивы – Фауст, Дон Жуан, Саломея. В этой
взвинченной атмосфере всеобщего распада звучат и мистические мотивы – например,
появляется фигура Мефистофеля, владыки мрака. Один из центральных образов –
Петербург, который поэтесса воспринимала как свой родной город, над которым
тяготеет проклятье. Среди узнаваемых «героев» поэмы – Блок (Демон), Маяковский
(Верстовой столб), Исайя Берлин (Гость из будущего), О.Мандельштам,
О.Глебова-Судейкина. М.Кузмин и др. Автор не упоминает имя Гумилева, хотя она
указывает, что его напрасно искала цензура, но многое в поэме основано на его
отсутствии. Из-за насыщенности поэмы личными воспоминаниями и переживаниями в
ней особая тайнопись, из-за чего поэма многим кажется малопонятной: «У шкатулки
ж – тройное дно / Но сознаюсь, что применила / Симпатические чернила». Все
время появляется образ зеркала, он становится сквозным лейтмотивом: «Я
зеркальным письмом пишу». В поэме много реминисценций, аллюзий, причем они
отсылают не к конкретным текстам, а к различным произведениям авторов
Серебряного века и их предшественников. Точная фиксация атмосферы Серебряного
века с его творческим и анархическим духом проецируется на дальнейшую судьбу
России, ее мученичества и героизма в годы ВОВ. Заканчивается поэма образом
расколотой родины, распавшейся надвое России. За переплетением авторских
ассоциаций и намеков встает ясная мысль: отказавшись от трагической или
героической позы, автор берет на себя грехи и заблуждения целого поколения,
разделяя с ним ответственность за судьбу своего народа.
В 1946 году Ахматова вместе с М.Зощенко стала
предметом резкой критики, в духе партийной кампании по ужесточению политики в
области культуры. Ее вновь перестали печатать – до 1950 года. Ахматова в эти
годы занималась художественным переводом, писала литературоведческие статьи.
Последний прижизненный сборник стихов – «Бег времени» (1965). В последние годы
своей жизни она была в почете, выезжала за границу – во Францию, в Италию, где
получила литературную премию, в Англию, где ей было присвоено звание почетного
доктора Оксфордского университета.
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|