Четверг, 02.05.2024, 14:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

Лекция 2. Ранние произведения М.Горького

С чего начинается горьковское творчество? Оно начинается с рассказов таких, как «Мака Чудра», «Мой спутник», «Дед Архип и Лёнька», чуточку позднее «Челкаш», «Старуха Изергиль». Что было принципиально нового в этих рассказах? До этого момента, до появления Горького в литературе задавал тон чеховский рассказ. А кто был главным героем чеховских рассказов? Это некий человек, интеллигент, чиновник, человек среднего сословия, человек, который не может победить внешние обстоятельства. Чеховские герои могут говорить красивые слова, но они принципиально не способны на поступки. Например, «Вишневый сад» – итоговая пьеса Чехова, где Петя Трофимов произносит: «Не надо жалеть вишневый сад! Вся земля должна стать нашим вишневым садом. Мы вырастим свой вишневый сад!». Очень красиво звучит, если не помнить, что Петя Трофимов – вечный студент, который так и не смог закончить университет, которому не понятно, сколько лет (один из важнейших приемов – невозможность определить возраст). Раневская о не говорит такую вещь, очень забавно звучащую: «Вы что в жизни сделали? У Вас в жизни даже любовницы не было!». У Пети Трофимова никаких событий, даже личного характера, в жизни нет. Он классический неудачник. Из уст неудачника слова о вишневом саде звучат как минимум фальшиво. И вот на фоне этих слабых герое вдруг появляется герой Горького. Горький вводит в литературу нового героя – босяка. Это было неким художественным открытием писателя, он открыл нового героя, он открыл некую новую социальную сферу для художественного изображения. Босячество в начале века – явление интереснейшее. Мы сейчас не представляем, кто такой босяк, но нужно заметить, что наша перестройка тоже породила некий класс, только он получил другое название – бомж. Между этими понятиями есть принципиальная разница. В чем? В некой внутренней энергетике. Босяк – это тоже маргинал. Как появлялись босяки на рубеже веков? В результате разорения деревни, разорения мелких производств или появления крупных фабрик или заводов. В итоге колоссальной экономической перестройки России в стране образуется класс босяков, численность которых приближалась к пяти миллионам. Это колоссальное число. Как эти люди жили? По-разному: они могли милостыню просить, но большая часть босяков вела свободный образ жизни. Летом босяки, как правило, трудились в центральных областях России грузчиками, чернорабочими, а зимой откочевывали на юг и пережидали зиму в южных губерниях. Босячество – это не класс обреченных людей. Горький правильно почувствовал, очень тонко почувствовал, что важнейшей чертой босяка было некое чувство свободы, независимости, которую он очень ценил. Это тот тип свободы, который очень хорошо определил философ Николай Бердяев. Тип свободы, присущей босякам, Бердяев назвал (не по отношению к босякам, а вообще) как «свобода от», т.е. это свобода от семьи, свобода от дома, денег. Босяки – сословие людей, которые ни к чему не были привязаны, над ними ничто не тяготело, они были свободны от всего. Горького такой тип свободы необычайно привлекает. Заметим, что босячество действительно было очень заразным, т.е. были десятки примеров, когда по тем или иным причинам люди поднимались из босяков, но, заняв устойчивое положение в мире, через год-полтора человек приходил в трактир к своим бывшим друзьям и там оставался. Горький сохранил воспоминания об одном из нижегородских купцов, который утром вышел из дома, а домой вернулся лет через десять, т.е. он вышел, сел на какой-то пароход и отправился путешествовать по миру, причем без денег, скитаясь. Вот это стремление русского человека к некой анархистской свободе и отразилось в босячестве. Горький удивительно точно соединил реально существующий в России социальный тип с его психологией, фактурой, пластикой, речью с идеей, которая главенствовала тогда в европейской культуре – ницшеанстовом. Горький начинает свой творческий путь фактически как писатель ницшеанец. Но нужно понимать, кто такой Ницше, какой круг его идей. Горького у Ницше привлекла идея свободной личности, которая живет, преодолевая давление общества. Как Ницше трактует современную жизнь? Ницше трактует современное общество и христианство в этом обществе как систему ложных ценностей. По мнению Ницше, христианство не объясняло мир, а давало некое иллюзорное представление о мире. Ницше этому общехристианскому представлению противопоставлял идею свободной личности, которая идет к истине, а истина порой страшна, неприглядна, опасна и некрасива. Путь к истине, по Ницше, – это всегда путь одиночества. Ницше использует понятие «человек-философ». Человек-философ, пройдя этот сложный путь, в итоге обретает право – видеть мир таким, какой он есть, но это право завоевывается страданием, одиночеством и непониманием. Ницше – философ, который начал пересматривать всю систему ценностей. Это великий нигилист, который сказал: «Нас обманывают». 

Герои Горького не философы, но они живут той свободой. Ранний Горький – Горький романтический по стилю своего языка, т.е. мы можем выделить первый период – романтический, который быстро заканчивается, но к этому периоду относятся как раз такие произведения, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», ряд других произведений, вплоть до поэтических текстов, стихи в прозе: «Песнь о Соколе» и «Песня о Буревестнике». В чем своеобразие ранних рассказов? В них Горький ставит проблему сильной личности, впервые в русской литературе. Почему впервые? Потому что и до Горького сильную личность изображали, но согласно сложившейся гуманистической традиции сильная личность в русской литературе скорее воспринималась как явление негативное. Сильная личность противопоставлялась слабому человеку, и русские писатели XIX века требовали, чтобы слабый человек был любим, чтобы о нем заботились, чтобы ему сострадали. Горький же приходит к ницшеанской по своей сути идее о том, что слабый человек мешает сильному человеку жить, слабых больше и слабые сильного подавляют. Горький встал на сторону сильной личности. Писатель один из своих ранних рассказов закончит мыслью: «Как трудно быть сильным среди слабых». Это очень показательно в рассказе «Мой спутник». Рассказ очень простой. Главный герой, повествователь – босяк, который зарабатывает на жизнь тем, что странствует по южным губерниям, по Кавказу. Однажды к нему прибивается некий спутник, который объявляет себя грузинским князем, ничего не хочет делать и ставит повествователя в неловкую ситуацию, даже в опасную, но требует к себе сочувствия, внимания, снисхождения. Смысл рассказа «Мой спутник»: слабый человек, которого принято жалеть, – это некий червь, некая субстанция, которая выкачивает из на все жизненные соки. В ранних рассказах Горького показан особый тип сильной личности. «Макар Чудра»: в центре рассказа история Макара Чудры об истории любви Лойки Зобара и Радды – двух сильных существ. Они любят друг друга, но любовь предполагает смирение, они на это смирение пойти не могут. Возникает противоречие между их гордыней и любовью: гордыня не позволяет им себя как-либо изменить, любовь тянет друг к другу. Радда требует от Лойки Зобара невозможного – встать перед ней на колени. Вместо того чтобы это сделать, он ее убивает. Радда принимает смерть как должное, потому что, требуя невозможного от Лойки, она уже знает, чем все это закончится. Смерть героев воспринимается не как бытовая история, а как трагедия в высшем, античном смысле этого слова, как некая единственно возможная разрушительная развязка. Неслучайно в финале рассказа появляется важнейший образ – образ двух облаков, плывущих по небу. Это души Радды и Лойки Зобара. Их смерть не становится окончанием их бытия, они оказываются в высшем мире. Мы видим характерное для романтизма противопоставление мира реального и мира высшего. 

Очень ярко это противопоставление земного и высшего, противопоставление сильного и слабого, противопоставление личности и толпы дано в рассказе «Старуха Изергиль». Есть традиционное прочтение этого рассказа, которое противопоставляет двух персонажей. «Легенда о Ларре»: Ларра – существо, которое родилось от любви земной женщины и орла, т.е. это мифологический сюжет. Ларра, выросший без людей приходит в племя, племя требует от Ларры, чтобы он стал таким, как все, но Ларра этого сделать не может. Он хочет забрать с собой девушку, а когда она ему отказывает, убивает ее. Через некоторое время возвращается в племя, хочет смерти, но сама земля не принимает его. Ларра оказывается обреченным на вечное одиночество и скитание. Образу Ларры противопоставляется образ Данко, образ человека, который вывел свое племя из страшных болот и лесов, где оно погибало. Чтобы спасти племя вырвал свое сердце, осветив им дорогу, в итоге умер, но спас людей. Традиционно противопоставлялся эгоизм Ларры альтруизму Данко. Совершенно очевидно, что это прочтение слишком наивно и слишком прямолинейно. Если бы такое противопоставление было дано, то Горького нельзя было бы считать гениальным писателем. На самом деле, современные филологи, литературоведы, горьковеды это доказывают убедительно, в этом рассказе помимо элемента противопоставления, которое присутствует, есть элемент и сопоставления. В чем схожи Ларра и Данко? И того, и другого мир толпы не принимает. Мир толпы требует от обоих героев быть как все, что они сделать не могут. Образ Ларры не только дидактичен, в том смысле, что таким быть нельзя, на самом деле Горький смотрит на Лару иначе. Ларра не виноват в том, что он изначально не такой как все. Его природа иная, и в этом нет его вины. Когда Ларра приходит к людям, уже совершив убийство, и земля не хочет его принять, он падает на землю, смотрит в небо, где парят птицы и дальше звучит одна из самых пронзительных строк раннего Горького, Ларра смотрит на мир неба, который ему соприроден, но куда он не может никогда попасть, потому что у него нет крыльев, он человек, а не птица и в этот момент автор говорит о нем так: «И в глазах у него было столько тоски, что, казалось, ею можно было отравить весь мир». Это герой, который не может жить просто в одиночестве. Ларра – это не та форма индивидуализма, которая хочет отгородиться от мира и быть самодостаточной. Это то создание, которое ищет свой мир, но этот мир оказывается в итоге трагически недостижим. А мир людей принять Лару таким какой он есть не может, он пытается его унифицировать, лишить тех качеств, которые в нем есть. Образ Данко соприроден образу Ларры. Данко такой как все по происхождению, но он обладает силой. Члены племени загнаны врагами в страшные ядовитые болота. Данко берет на себя ответственность, чтобы спасти этот мир. Но в какой момент он совершает акт самопожертвования? Люди, идущие за героем устали, в Данко увидели источник своих бед. К Данко потянулись худые, костлявые руки, желая его убить. Здесь возникает важнейший мотив Горького. Данко совершает акт самопожертвования, фактически акт жертвенного самоубийства, ведь, вырывая свое сердце, он тем самым прощается с жизнью, в тот момент, когда его хотят убить все. Он совершает акт самопожертвования, адресую его людям, которые этого как бы не заслуживают. Здесь возникает особая для Горького тема любви – любви к миру, который этой любви не достоин. Тот тип личности, который Горький уже в раннем творчестве пытается воспеть, – это тип личности, который стоит выше человеческой любви, любви, построенной на неком расчете. Эта та высшая форма любви, которая говорит: «Да, мир ужасен, но я люблю его таким, какой он есть несмотря ни на что». Финал легенды о Данко показателен. Когда племя вышло к новой земле, осторожный человек растоптал сердце Данко. Декларируется момент уничтожения необычного. Очень важно, что в раннем творчестве Горького постоянно появляется такой образ, как образ новой земли, т.е. некоего пространства, куда можно попасть и где можно обрести счастье: небо, некая земля, к которой ведет Данко и т.д. 

Горький от этих ранних романтических рассказов, где герой по своему происхождению экзотичен: цыган, сказочный герой, легендарный, затем переходит к изображению более точного социального типа босяка. Появляется тип босяка как тип свободолюбивой личности, особенно ярко запечатленный в рассказе «Челкаш». Трактовка этого рассказа не так давно получила негативное звучание. Один из современных горьковедов, критик Басинский этот рассказ истолковал так. Сначала о сюжете. Челкаш – босяк-контрабандист, зарабатывающий на жизнь перевозкой на лодке запрещенных товаров, нуждается в помощнике. Он приглашает в помощники крестьянского парня Гаврилу, молодого и здорового, приехавшего на заработки в город. Они вдвоем совершают удачную экспедицию, получают большой барыш. Гаврила, увидев эти фантастические для него деньги, пытается Челкаша убить. Однако сил завершить начатое не хватает, Гаврила тут же пытается раскаяться. Челкаш, не прощая Гаврилу, а скорее испытывая к нему пренебрежение, отдает ему все деньги и остается один. Совершенно очевидно, что авторские симпатии в этом рассказе на стороне Челкаша. Но критик Басинский, занимая позицию свободного наблюдателя, задается вопросом: кого воспевает Горький? Горький воспевает вора и противопоставляет ему крестьянина, не симпатизируя крестьянину. Эту позицию критика можно учесть, но нужно различать трактовку и авторскую концепцию. Трактовки могут быть разные, а авторская концепция очевидна. Действительно, Горький (в этом рассказе это обозначится, но писатель придерживался такой позиции до конца жизни) к крестьянам как к сословию относился крайне настороженно, даже негативно. В этой крестьянской силе, в этом крестьянском мировоззрении, в привязанности крестьянина к земле, к быту, к вещам, в консерватизме крестьянском Горький видит черты ему неприемлемые. В крестьянине писатель не видит свободы, не видит возможности меняться: крестьянин из века в век живет одинаково, мыслит прагматично. Горький показывает в «Челкаше», как сила земли и сила денег толкает человека на преступление. Челкаш, когда видит Гаврилу, который не способен даже на преступление, испытывает к своему помощнику чувство презрения. Челкаш отказывается быть таким, как Гаврила. 

Важно отметить некий поворот, который происходит в мировоззрении Горького в начале XX века. С чем он связан? Горький рисует босяков и восхищается их «свободой от». В рассказе «Коновалов» появляется очень важный новый мотив. Это ключевой, переломный рассказ. Произведение автобиографично. Рассказчик – мальчик Алеша, любящий читать книги (очень напоминает юного писателя Алешу Пешкова). О чем этот рассказ? Босяк Коновалов приходит в городок, где живет рассказчик, начинает работать в пекарне. Хозяин пекарни счастлив, т.к. у Коновалова дар трудиться. Коновалов щедро одарен природой: силен физически, здоров и не знает усталости. У него золотые руки, он печет очень вкусный хлеб. Казалось бы, сама природа дала Коновалову право – быть счастливым. Но герой этим правом не может воспользоваться. Почему? У героя удивительно тонкая душа. Этот мотив разворачивается в рассказе через реакцию на чтение. Коновалов неграмотен, Алеша читает ему книги. Он читает ему историю о Стеньке Разине и поражается реакции Коновалова. Когда тот слушает эту историю, особенно место про казнь, то начинает плакать, сжимает кулаки до того, что кровь выступает из-под ногтей, мучается, переживая смерть Стеньки как реальное событие. Через некоторое время Коновалов просит прочитать историю заново. Для него Стенька Разин есть его дух, его некая сущность. Но когда Алеша решил прочитать ему историю Емельяна Пугачева, она в Коновалове никакой реакции не вызвала. Он это объяснил тем, что Стенька был за волю, а Пугачев обманщик был, он на место царя хотел попасть. Рационализм Пугачева совершенно не трогает душу Коновалова. Центральным событием рассказа становится приезд в горд бывшей проститутки, которую когда-то Коновалов спас. Он забрал ее из публичного дома, она пыталась начать новую жизнь, но не смогла. Ее последний шанс – старый друг, на которого она хочет опереться. Здесь выявляется главное: огромный, сильный, могучий Коновалов не способен на себя взять ответственность за другого человека. Коновалов погружается в страшный запой, покидает городок. Девушка возвращается в публичный дом. Через некоторое время рассказчик видит Коновалова на юге, где тот работает грузчиком, но в разговоре с Алешей говорит о некой пустоте, которую он не может заполнить. В итоге Коновалов кончает жизнь самоубийством. 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0