Четверг, 02.05.2024, 13:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

Самостоятельная работа

А.Ахматова. «Реквием».

«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Ее невозможно читать без боли и содрогания. 

Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плач, проклятия – все слилось, и невозможно разобрать, 

где голос автора, а где стоны живых и мольба от отмщении мертвых». (А.С.Крюков)

1.Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.

         Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные

 времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала 

душа.

Цель: запечатлеть одну из мрачных страниц нашего времени – культ личности Сталина и репрессии.

Прочитайте «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила Ахматова в основу своей поэмы?

Какова основная мысль эпиграфа?

Какова композиция поэмы? Запишите.

2.Перечитайте «Посвящение».

- Отметьте строки, передающие меру материнского горя.

- Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса?

- Какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

Выпишите из текста эпитеты и сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?

·        Скрежет…

·        Шаги…

·        Столица…

·        Двух лет…

                                                * Там встречались…

* Словно…

* Словно…

Кому посвящает Ахматова свою поэму?

3.Перечитайте «Вступление».

         - Какая Родина изображена у Ахматовой?

         - Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

4.Первая часть.

         - Какое событие здесь описано?

         - Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть 

конкретного страдания.

Вторая и третья части.

         - Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

 

Четвертая часть.

         - К кому обращены слова четвертой части? Что происходит с героиней?

 

Пятая часть.

         - Укажите глаголы пятой части. Много ли их в конце пятой части? Какой из этого можно сделать вывод?

 

Шестая – девятая  части.

         - Какую картину вы видите, когда читаете 7-9 части поэмы?

 

Десятая часть.

         - С чем связано название 10 главы?

         - Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

 

5.Эпилог.

         - Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный в 1 главе эпилога.

         - Это конкретный портрет или обобщенный?

 

Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется 

звуками.

                            Какие звуки мы слышим?

 

В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин.

         - Где должен находиться памятник?

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0