Лекция 1. В.В. Маяковский и футуризм.Творческий дебют Владимира Маяковского был непосредственно
связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как
всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой нового зрения. Причем
заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, эпатаж — по-мальчишески
вызывающими. Поэтому, читая в классе самые ранние стихи Маяковского «А вы могли
бы?», «Послушайте!», «Нате!», «Адище города» и другие, можно захватить
юношеское воображение мгновенно, без специальных разысканий «в курганах книг,
/похоронивших стих». Вместе с тем не стоит забывать, что поначалу Маяковский утверждал
себя в группе. Об этом ученикам, может быть, уже известно из общей
характеристики Серебряного века русской поэзии, но разговор о творческом дебюте
Маяковского дает дополнительные возможность и необходимость широко представить
русский футуризм как явление значительное и непростое. Опираясь на манифесты и
мемуары участников движения (прежде всего на «Полутораглазый стрелец» Б.
Лифшица), книги В. Альфонсова, Н. Степанова, Р. Дуганова, Н. Харджиева и В.
Тренина, посвященные Хлебникову и Маяковскому, последние статьи о
художественном авангарде и другие работы, важно подчеркнуть в первую очередь
радикальность футуристических установок и их связь с катастрофичностью и
динамикой «настоящего XX века» (выражение А. Ахматовой). Преодолевая
гармоничность и психологизм предшествующей литературы, футуристы намеренно
«остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы,
расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали
трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском
ощутимого слова. Ближайшее для поэтов-футуристов искусство — живопись, выступавшая
в общей связке лидером. В тезисах одного из докладов В. Маяковского значится:
«3) Аналогичность путей, ведущих к постижению художественной истины, и
живописи, и поэзии. 4) Цвет, линия, плоскость — самоцель живописи — живописная
концепция, слово, его начертание, его фоническая сторона, миф, символ —
поэтическая концепция». Естественно, что на первом из посвященных Маяковскому
уроков не обойтись без демонстрации композиций П. Пикассо, К. Малевича, Н.
Гончаровой, М. Ларионова, А. Лентулова и других представителей кубизма,
супрематизма и смежных с ними течений. Но самое главное — показать приемы
живописной поэтики Маяковского на примере стихотворений «Ночь», «Из улицы в
улицу» и им подобных, акцентируя внимание школьников на зримости и динамической
деформации образов, фонетических и смысловых смещениях. Общие характеристики футуризма не могут, разумеется,
главенствовать на уроке монографическом. Может быть, и не развертывая
сравнений, необходимо все-таки напоминать о границах, разделяющих Маяковского
не только с таким случайным спутником, как Северянин, но и с союзниками
бесспорными: Хлебниковым, Каменским, Крученых. Последним присущи стихийность,
интуитивность — Маяковский гораздо более социален и рационален. Это делает его
самым понятным из футуристов и будетлян, но, поскольку, знакомясь с ранними
поэтическими произведениями, учащиеся испытывают тем не менее серьезные
затруднения, то на основе таких текстов, как «А все-таки», «Дешевая
распродажа», «Я и Наполеон», отрывков из
трагедии «Владимир Маяковский» и поэм, полезно будет показать не только
зашифрованность, невероятные масштабы и алогизм, но и документальность, грубую
откровенность урбанистических картин, наглядность тяготеющих к развернутости
метафор. Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского — опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |