В. ХлебниковВелимир
(Виктор) Хлебников (1885-1922) родился под Астраханью, отец орнитолог, юноша учился в
Казанском университете, потом в Петербургском. Часто печатался в коллективных
сборниках футуристов, «будутляне» – слово Хлебникова. Служил в армии в 1916
году, в апреле 1921 года в составе Красной Армии был в Иране. В 1921 вернулся в
Москву, болел, умер в селе под Новгородом. Имя Хлебникова связано с группой
кубофутуристов, но его творчество намного шире, разнообразнее, он известен и
как пророк, он предсказал развал Российского государства в 1917 году. Автор
«Доски Судьбы», в ней он доказал, что исторические события повторяются через
определенные промежутки времени (365, 317, 48). Его философский диалог –
«Учитель и ученик» – объясняет всю историю человечества в соответствии с
открытым им «основным законом времени», путем математических вычислений.
Произведения Хлебникова обычно делят на стихотворения, поэмы, прозу, драму и
так называемые «сверхповести», но жанровое определение многих текстов является
спорным, у него много таких произведений, которые критики называют «смешанными
жанровыми образованиями». Особенность лирики
Хлебникова – его способность сочетать вещественное, материальное, с абстрактным,
с высшими категориями бытия: Жилец – бывун не в этом
мире Я близко вечность мог
узнать. Она живет с друзьями в
мире, Она слывет безумья
мать. Самое знаменитое
стихотворение Хлебникова «Заклятье смехом» (1908), которое сам поэт считал
наиболее важным: О, рассмейтесь,
смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь
усмеяльно! После 1909 года
словотворчество играет менее важную роль в его произведениях, увеличивается
длина текста, расширается набор стихотворных форм. Более поздние стихи,
особенно написанные в период Гражданской войны легче для восприятия, чем ранние
– «Отказ» (1922). Мне гораздо приятнее Смотреть на звезды, Чем подписывать Смертный приговор Мне гораздо приятнее Слушать голоса цветом, Шепчущих: «Это он» – Склоняя головку, Когда я прохожу по
саду, Чем видеть темные ружья Стражи, убивающей Тех, кто хочет Меня убить. Вот почему я никогда, Нет, никогда не буду Правителем! В стихах Хлебникова
встречается тема природы, его лирический герой внимательный наблюдатель
окружающего мира, – частое начало стихотворения – «я видел», в них много
наименований растений, животных, особенно птиц, у него сочетание точности в
изображении природы и свободы изображения: Весны пословицы и
скороговорки По книгам зимним
проползли, Глазами синими увидел
зоркий Записки стыдесной
земли. Сквозь полет
золотистого мячика Прямо в сеть тополевых
тенёт (тень) В эти дни золотая
мать-мачеха Золотой черепашкой
ползет. (1919 г.) Образность, способы
художественной смыслопередачи обычно не противоречат законам русского языка, но
они не были подготовлены русскими поэтическими традициями, были непривычны: Там, где жили
свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. Поюны – те, кто поет,
времири – снегири и время – стая легких времирей ассоциируется со свободным
миром птиц. Хлебников отмечает, что
«в этом стихе отражено мое понимание мира. Я полагаю, что Звезды – «доски
грядущих законов», позволяющие постичь время, путь земли, путь человечества». Годы, люди и народы Убегают навсегда, Как текучая вода В гибком зеркале
природы Звезды – невод, рыбы –
мы Боги – призраки у тьмы. Хлебников написал около
пятидесяти поэм, они разнообразны по форме и содержанию. В целом поэмы наиболее
доступны для читателя, в них отображен мир его фантазий, во многих чувствуется
влияние русской поэзии 18 и 19 веков. Источники поэмы «Внучка Мануши» – «Руслан
и Людмила» Пушкина, «Ночь перед Рождеством» Гоголя и др. Содержание можно
передать: героиня поэмы – Людмила, дочь киевского князя Владимира, пересекает
время и пространство, оказывается в Петербурге начала ХХ века, попадает на
женские Бестужевские курсы, приходит в ужас от занятий «училиц», она организует
бунт, девушки сжигают учебники. Поэма «Журавль» –
использует сюжет, часто освещаемый футуристами – «восстание вещей». Действие
происходит в Петербурге, где неодушевленные предметы (мосты, здания, рельсы,
вагоны) вдруг приходят в движение и объединяются вокруг журавля – это
строительный кран, они поклоняются ему как божеству, люди тоже молятся чудовищу
и приносят ему жертвоприношения. Поэма кончается неожиданно: Но однажды он поднялся
и улетел вдаль Больше его не видели. Некоторые поэмы ориентированы на «примитивизм», стремление увидеть мир
глазами первобытного человека, герои – Лесная дева, Вила и Леший, Шаман и
Венера, «Повесть каменного века. И и Э». Особое место занимает поэма «Хаджи-Тархан» (1913),
посвященная Астрахани, это соединение разных образов: и отдельных мест города,
и его окрестностей, и описание исторических событий – восстание Разина.
Хлебников выстраивает свою концепцию исторического своеобразия России как места
встречи Запада и Востока (евразийство). Поэт откликается и на события
гражданской войны и революции. В стихотворении «Ночной обыск»действие
происходит после Октября. Отряд матросов обыскивает квартиру, находят молодого
офицера Владимира, расстреливают его в присутствии матери. Потом матросы
устраивают попойку в квартире, она заканчивается фатально: мать Владимира
поджигает квартиру, предварительно заперев железную дверь. Самая необычная поэма называется «Ладомир» (1920, 1922), название – неологизм с
приблизительным значением – будущая мировая гармония. Автор описывает будущее
человечества так, как это представляется поэту: много сцен, изображающих
страдания народа в прошлом, сцены революционного насилия в 20-ые годы.
Первоначальное название «Восстание», много реминисценций из «Медного всадника»
Пушкина. «Столицы взвились на дыбы, Огранив копытами долы / Живые шествуют...»
поэт верит, что после революции наступит пора братского единения народов: «Язык
любви над миром носится / Война сделала человека слепым – «Я видел поезда
слепцов». Философичность и гротескность, гиперболичность условных персонажей,
собирательные образы (Барыня, старуха) – отличительные черты этой поэмы. Проза. Среди них важна
повесть «Ка» (1915). Как считают критики, «самое странное, фантастическое и
загадочное явление во всей русской прозе». Повесть изображает приключения
героя, имеющего автобиографические черты Хлебникова и «тени его души» – Ка.
Этот двойник может свободно перемещаться во времени, из России времен Первой
мировой войны в глубокое прошлое (Древний Египет) и будущее (2222), посещает
разные государства и т. д. Текст насыщен именами божеств, исторических
деятелей, есть даже фараон Аменхотеп, есть и любовная линия – это восточная
легенда о несчастной любви Лейли и Меджнун (Низами). «Сверхповести» – эксперимент Хлебникова в области жанра –
создание им нового типа произведений Хлебников объясняет их необходимость:
«Рассказ есть зодчество из слов. Зодчество из рассказов есть сверхповесть.
Глыбой художнику служит не слово, а рассказ первого порядка». «Дети Выдры» –
текст из нескольких произведений, 6 частей, 6 парусов – это и прозаические
отрывки, эпическая поэма, философские рассуждения. Герои – брат и сестра, дети
мифологической Выдры, они свободно перемещаются в пространстве, в разные эпохи,
встречаются с разными персонажами, сами могут менять облик. В пятом парусе
Хлебников описывает гибель океанского парохода («Титаник») высмеивает теории К.
Маркса, Ч. Дарвина, видимо, текст дошел до нас в неполном виде. Хлебников
прославляет героизм сына Выдры. «Зангези» (1920, 1922) – крупнейшая
сверхповесть, она состоит из 21 «плоскости» – герой поэт-пророк по имени
Зангези, который каждое утро читает проповеди или среди людей или в лесу.
Зангези – выражает мысли самого Хлебникова, когда говорит о времени, о языке.
Его имя представляет контаминацию названий двух великих рек – Замбези в Африке
и Ганга в Азии. Ученики называют учителя Чангарой. Зангези можно считать
проповедником в духе индийских гуру, он хочет сорвать с глаз слушателей покрывало
Майи (обмана мечты). Зангези ощущает свое одиночество, безразличие людей к его
проповеди. Хлебников считает, что:
«Словотворчество – враг книжного окаменения языка. Словотворчество не нарушает
законов языка». У писателя сочетание архаической и общеславянской лексики с
народной речью, вульгаризмов с поэтизмами. Хлебников изменил представление о семантических
закономерностях языка, показал скрытые возможности в русском языке. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |