Лекция 1. Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого
Толстой Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель,
член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с
автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество"
(1852-54), "Юность" (1855-57), исследование "текучести" внутреннего
мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого.
Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих
закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий
"неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество. В
повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в
приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея
"Война и мир" (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского
общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший
все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и
личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и
стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как
равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна
Каренина" (1873-77) о трагедии женщины во власти разрушительной
"преступной" страсти Толстой обнажает ложные основы светского общества,
показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.
Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он
противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности,
неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец
плоти" Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный
кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и
"опрощения" (породившей движение "толстовства"), Толстой
приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства современных
бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной
церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных
классов": роман "Воскресение" (1889-99), повесть
"Крейцерова соната" (1887-89), драмы "Живой труп" (1900,
опубликована в 1911) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает
внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести
"Смерть Ивана Ильича", 1884-86, "Отец Сергий", 1890-98, опубликованы
в 1912, "Хаджи-Мурат", 1896-1904, опубликован в 1912).
Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч.
"Исповедь" (1879-82), "В чем моя вера?" (1884), где
христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь
непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит
к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
* * *
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна
Тульской губернии 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой)
Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне] – граф, русский писатель.
"Радостный
период детства"
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная
княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам
членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик":
некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность
к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне
Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной
войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к
чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837).
Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая
огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению
любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми
радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы
служили богатым материалом для его произведений, отразились в
автобиографической повести "Детство".
Казанский
университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и
опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет
на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на
юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у
него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной
1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному
здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с
твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен
экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство,
историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть
высшей степени совершенства в музыке и живописи".
"Бурная
жизнь юношеского периода"
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на
новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести
"Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву,
затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ
его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены,
то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал
поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие
до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье
его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему
удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены
напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который
Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание
писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
"Война
и свобода"
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого
ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу
Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях
(сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и
патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с
бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного
общества, дали материал для автобиографической повести
"Казаки"(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах
"Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней
повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в
Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в
котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи
война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и
отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени
(напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями
"Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила
автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее
признание.
Крымская
кампания
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная
штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный
Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную
храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили
новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для
солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов",
вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре
месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили
литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной
"диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы,
появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере
позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой
религии" "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности,
религии практической".
В
кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок
"Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И.
А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской
литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в
учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты
писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал
позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам
себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную
Поляну, а в начале 1857 за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии,
Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"),
осенью вернулся в Москву, затем в Ясную Поляну.
Народная
школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог
устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько
увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы
знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора
месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции,
Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не
удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных
статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода
учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал
педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве
приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и
народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг.
"Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в
Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
Роман
«Война и мир» (1863-69)
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье
Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где
полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени
1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил
название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было
периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда.
Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе
материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи,
ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество
редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым
шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале
1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и
мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив
сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с
живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры
спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал
фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель
"передоверил" людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи:
замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы,
волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой
замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить
его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни
повести, ни поэмы, ни истории").
"Анна Каренина" (1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских
детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над
романом о жизни современного ему общества, построив композицию на
противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется
по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина,
близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по
психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина:
Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая
себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь
тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования
"образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни этот круг
вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев
(включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде
всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в
"Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе, по
словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения
Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного
кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над
романом.
Перелом
(1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в
художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном
прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в
повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова
соната" (1887-89, опубликована в России в 1891), "Отец Сергий"
(1890-98, опубликована в 1912), драме "Живой труп" (1900,
незавершена, опубликована в 1911), в рассказе "После бала" (1903,
опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое
представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и
праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и
перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все
государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака,
достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в
"Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях
"О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?"
(1882-86, опубликована полностью в 1906), "О голоде" (1891,
опубликована на английском языке в 1892, на русском в 1954), "Что такое
искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900, полностью
опубликована в России в 1917), "ОШекспире и драме" (1906), "Не
могу молчать" (1908). Социальная декларация Толстого опирается на
представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи
христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного
братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические
штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские
трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-80),
"Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-81), "В чем моя
вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией
в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и
безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко
обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к
созданию целого ряда художественных произведений драмы "Власть тьмы, или
Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов,
написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере. Наряду с
близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других
писателей, эти рассказы выпускались издательством "Посредник",
основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого,
который определял задачу "Посредника" как "выражение в
художественных образах учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту
книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее".
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал
против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что
привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала
реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально
отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
"Воскресение"
(1889-99)
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его
в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору,
проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру.
Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений,
обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость
социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни
образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого откровенная,
выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой сторонник
нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм,
сатирическое начало проявились в романе со всей наглядностью.
Уход
и смерть
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись
разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный
Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство
членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла
отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый
лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для
него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на
маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он
провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого,
который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как
писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся
Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной
Поляне.
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|