Поэзия "оттепели"
С наибольшей полнотой и
выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Можно
назвать несколько её направлений:
1. Гражданская (лирико-публицистическая),
обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через
личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю –
одна из самых ярких черт. А.Т. Твардовский, Я.В. Смеляков, Е.А. Евтушенко и другие авторы.
2. Романтическая поэзия. Отнюдь не прославляет
идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая поэзия
поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её характерные фигуры – Б.Ш.
Окуджава, Ю.П. Мориц, Н.Н. Матвеева.
3. Философская лирика, которая обращена к так
называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема
смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Б. Пастернака,
А.А. Тарковского, Н.А. Заболоцкого.
В этот период в создании поэзии принимают
участие несколько поколений авторов. Во-первых, поэты, к сегодняшнему дню
воспринимающиеся как классики: Георгий Иванов, Анна Ахматова, Борис Пастернак,
Николай Заболоцкий. Во-вторых, представители старшего поколения, которые не
имели ранее возможности публиковаться: Арсений Тарковский, Мария Петровых,
Семён Липкин. Некоторые писатели, до того бывшие в творческом кризисе,
возвращаются в литературу: Александр Твардовский, Владимир Луговской, Михаил
Светлов (книга стихов «Охотничий домик»). В годы «оттепели» впервые сумели
опубликоваться так называемые «фронтовые поэты второго призыва» – авторы,
которые стали писать стихи ещё накануне войны или в её годы, ровесники М.В.
Кульчицкого, П.Д. Когана, Н.П. Майорова, по причинам непрохождения через
цензуру не публиковавшие свои стихотворения: Юрий Левитанский, Булат Окуджава,
Борис Слуцкий и некоторые другие. В литературу входит и новое поколение поэтов.
В годы «оттепели» они казались примерно равными друг другу по таланту. Из тех,
кто оставил свой след в поэзии, стоит назвать И.А. Бродского, А.С. Кушнера, Н.М. Рубцова, Ю. Мориц, Н. Матвееву, О.Г.
Чухонцева, Б. Б. Ахмадулину, Р.Рождественского, А. Вознесенского.
Наибольшую известность в этот период приобретают
поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства
населения Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего
четвёрка: Е.Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина.
Е. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер
всего шестидесятничества. Он возрождал в своём творчестве традицию позднего В. Маяковского,
которую скрещивал с традицией позднего С. Есенина (предельная искренность и
распахнутость лирического чувства, каким пронизаны политические произведения
поэта). Евтушенко ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём
противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую. По
его словам, гражданственность – это нравственность в действии. Недаром у
Евтушенко есть несколько стихотворений под названием «Гражданственность».
Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам
эпохи. Современность – нерв его творчества. Только успевало событие
совершиться, как Евтушенко уже успевал прореагировать на него.
Первоначальную известность молодому поэту
приносит стихотворение «Наследники Сталина» (1956, опубликовано в «Правде»),
напечатанное во время XX съезда КПСС, когда впервые прозвучал доклад о культе
личности. Стихотворение как бы звучало в унисон с теми событиями, которые
последовали в обществе. До того Сталин находился в Мавзолее вместе с Лениным, а
после XX съезда было принято решение о выносе тела из Мавзолея. Евтушенко
описывает этот конкретный факт, а потом переводит всё в метафорический план.
Тело Сталина из Мавзолея вынесли, а теперь надо, чтобы Сталина вынесли из наших
душ. («Идеологические гвозди забивались очень рано».) Ленин в Мавзолее – вот
кому надо поклоняться. Ленин выступал для шестидесятников как знамя гуманизма и
демократии.
Крупнейшим по объёму произведением Евтушенко,
над которым он работал все годы оттепели, стала поэма «Братская ГЭС». Здесь
скрестились идеи и мотивы, разбросанные по большому числу его стихотворений и
поэм. История России раскрыта в этой поэме как история борьбы народа и его
лучших представителей за свободу и лучшее будущее страны. Запечатлены основные
этапы революционного движения в России, начиная со Степана Разина.
Повествование доведено до современности. Во Введении поэт противопоставляет
точки зрения исторического пессимизма и оптимизма. Символом первого взгляда
становится египетская пирамида: символ рабства и подавления, неверия в
возможность изменить мир. Она считает угнетение человека нормой, существовавшей
во всех странах во все века, и полагает, что и сегодняшняя цивилизация – тот же
древний Египет, только в новой упаковке. «Песня надсмотрщиков»: цивилизацию
делает Древним Египтом подавление личности. Ритм носит отчётливо
милитаризованный характер.
В спор с египетской пирамидой вступает
новопостроенная Братская ГЭС. Не отрицая того, что в современном мире ещё
немало от древнего Египта, Братская ГЭС в то же время утверждает, что в
человечестве есть силы, которые дадут возможность перестроить мир на основе
гуманизма. История России (основной текст поэмы) дана в лицах: Разин, Пушкин
(декабристы), Чернышевский (революционные демократы и народники). Что
характерно, каждое лицо поэмы показано в особенно тяжёлый и печальный для него
момент. Основная концепция: искра свободы переходит из поколения в поколение. В
главе «Ярмарка в Симбирске» появляется образ юного Ленина, что не случайно, так
как у шестидесятников, осуждавших Сталина, идеалом был Ленин. Это ещё
гимназист, мальчик, который во время праздника в Симбирске видит упавшую в
грязь пьяную женщину, помогает ей подняться и доводит до дома. Этот эпизод тоже
переведён в метафорический план: большевики хотели привести к нормальной жизни
нищую и несчастную, валяющуюся в грязи Россию. Мотив веры в лучшее будущее
России. Далее следуют главы об эпохе революции и основных этапах советского
времени. В главе «Идут ходоки к Ленину» показан вождь в его зрелом возрасте.
Шестидесятники всегда подчёркивали демократизм и гуманизм Ленина в противовес
деспотизму и антигуманизму Сталина. Ходоки идут к Ленину за правдой, а Ленин
внимательно прислушивается к каждому народному голосу, чтобы осуществить на
практике то, чего требуют люди.
Евтушенко оказался первым в советской литературе
выразителем тех негативных изменений, которые принёс с собой культ личности. В
поэме говорится о том, что во времена Сталина было как бы две жизни СССР. В
главе «Большевик» предоставляется слово большевику Карцеву. Рассказывается и о
начале больших перемен, происходящих в советском обществе. Глава «Эшелон»:
эшелоны бывших заключённых возвращаются обратно в европейскую Россию, а в
противоположном направлении на строительство ГЭС направляются добровольцы.
Из-за того, что негде спать, в качестве убежищ используются бывшие лагеря, где
снята колючая проволока, на столах стоят букетики цветов, слышатся смех и
песни.
Наибольшую известность из числа историй о
строителях Братской ГЭС получила глава «Нюшка» – исповедь девушки, которая по
комсомольской путёвке приехала трудиться на стройку, но не лучшим образом у неё
сложилась жизнь: подлец её обманул, и она попала в роддом. Встречает её с
ребёнком целая комсомольская бригада. Героиня больше всего хочет чистоты в
человеческих отношениях, а также «чтоб у нас коммунизм получился». Автор
выражает надежду, что всё страшное позади, а впереди советского человека ждёт
прекрасная и светлая жизнь. Главная проблема поэмы – свобода, политическая и
душевная, освобождение от тоталитарных стереотипов.
Как страстный защитник коммунистических идеалов,
освобождённых от напластований сталинизма, выступает Роберт Рождественский.
Рождественский – прямой продолжатель агитпоэзии В. Маяковского. Характерные
черты его творчества – открытая публицистичность, плакатность, ораторский
стиль. В поэме «Письмо в тридцатый век», обращаясь к потомкам, Рождественский
повествует о том, как мешали движению вперёд негативные явления сталинской
эпохи. Поэт не сомневается в том, что поставленная цель будет достигнута, если
советские люди пойдут по пути не Сталина, а Ленина.
Все перекосы не отменяют, по Рождественскому,
героического пути советского народа в будущее. В его поэмах и стихотворениях
очень сильны мотивы советского патриотизма. В поэме «Реквием» прославляется
подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. Поэт призывает к тому, чтобы
трудовые подвиги советского человека осуществлялись на такой же высоте. В то же
время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к
человеку как к винтику).
Время опровергло многие прогнозы Евтушенко и
Рождественского, особенно касающиеся политических и исторических перспектив. Но
и сегодня сохраняет своё значение «Поэма о различных точках зрения»
Рождественского. Поэтически осваивая мир, поэт стремится понять, в чём же смысл
жизни. Автор сталкивает различные взгляды на данный вопрос и при этом гневно
обрушивается на современное мещанство, на обывателей, для которых не существует
общечеловеческих идеалов и нормой является растительное существование. Автор
даёт слово этим обывателям, этим людям без идеалов и приводит в поэме огромный
монолог:
«А чего нам мыслить, а куда нам мыслить...»
Ораторское заострение – средство обличения
подобной жизненной философии. Такого рода безразличие, согласно поэту, может
быть поводом грядущей атомной войны. Рождественский цитирует «Слово о погибели
Русской Земли» с целью показать результаты бесхозяйственности, безразличия.
Критический заряд в поэме весьма силён и не устарел до нашего времени.
То, что у Евтушенко дано метафорически,
символически, то у Рождественского преподносится обыкновенно агитационно,
плакатно, что и вынуждает квалифицировать его творчество как разновидность
агитмассовой поэзии 60-х годов.
Далеко не так однозначен Андрей Вознесенский,
возрождающий традицию раннего Маяковского и выступающий как представитель
социалистического авангардизма. Он впитал в себя бунтарский дух раннего
Маяковского. Нормой существования он считает жизнь на пределе её возможностей,
выступает как нравственный максималист, отстаивает приоритет духовного начала.
Стиль Вознесенского критика определяет как экспрессивно-метафорический. Он
активно идёт по пути обновления: использует нетрадиционные стихотворные
размеры, вводит новую лексику, в том числе научно-техническую, политическую,
опирается на живой разговорный язык.
Творчество Вознесенского неоднозначно потому,
что у него есть второстепенная политическая линия– эти произведения к
сегодняшнему дню устарели, утратили живое значение, осталось только
историко-литературное. Но в то же время Вознесенский создал значительный пласт
произведений общечеловеческого характера, в которых на первое место выходит
тема гуманизма. Лучшая реализация этой темы у Вознесенского – «Оза». По
структуре – поэма в поэме, вещь сложного устройства, отражающая сложность
сознания современного интеллигента. Повествование ведётся от лица поэта, в руки
которого попал дневник аспиранта Борисова, забытый в тумбочке в Дубне. Автор
постоянно прерывает «цитирование» фрагментов дневника собственным, от первого
лица, комментированием, выражающим его личное отношение к вопросам, о которых
идёт речь в дневнике. Время от времени он вспоминает, как беседовал о тех же
вопросах с знакомым зарубежным поэтом. В центре дневника аспиранта – история
любви, размышления о научно-технической революции, а также о социальных и
нравственных процессах в мире. Поэтизируется способность человека к высоким,
чистым и сильным чувствам. Обращение к любимой по форме напоминает молитву о её
благополучии.
Из поэмы становится ясно, что любовь аспиранта
Борисова безответна. То главное, что «разводит» Борисова и Озу, – это разница в
их отношении к жизни. С ходом времени Оза всё больше поддаётся влиянию
обывательской морали. К гротеску прибегает поэт, описывая празднование дня
рождения Озы в ресторане «Берлин». Приём зеркальности: описывается не само
празднование, а его отражение в зеркальном потолке, «лиц не было видно». Люди
пришли на день рождения, но они отчуждены друг от друга, не переживают за Озу и
друг за друга. Все их интересы лежат в сфере материально-денежной. Лирическому
герою, который проник сюда, чтобы спасти Озу, становится жутко, у него есть
ощущение, что он попал в мир роботов без истинно человеческих чувств.
Автор даёт понять, что обезличенные люди не
способны на истинно человеческие чувства, им «некогда» иметь идеалы, зачастую
они исповедуют нигилизм и грязный цинизм. Прогресс мыслится Вознесенским в
«Озе» как категория прежде всего духовно-нравственная, что поэт резко не
приемлет мещанство.
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|