Четверг, 02.05.2024, 05:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

Упражнения по теме «Типы придаточных в сложноподчинённом предложении»

Упражнение 1

Продолжите предложения,  используя союзы и союзные слова, данные в скобках. Определите, как меняются смысловые отношения между главной и придаточной частями в зависимости от употреблённого подчинительного союза (или союзного слова). Установите, к какому виду относится каждая придаточная часть сложноподчинённого предложения.

1) Мы открыли книгу, (которая...; чтобы...; так как... ; хотя...).

2) Перед нами открылся удивительный сельский пейзаж, (какой...; так что... ; когда...).

3) Подружки по секрету сообщили новость, (которая... ; потому что...; так что... ; как будто...).


Упражнение 2

Спишите сложноподчинённые предложения, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. Определите, какие виды односоставных предложенийявляются частями данных сложноподчинённых предложений.

1) Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. 2) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. 3) Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 4) На то и щука, чтоб карась не дремал. 5) Чтобы сохранить тайну от врагов, сохрани её от друзей. 6) Ветры дуют не так, как хотят корабли. 7) Добра не найдёшь, если за худым пойдёшь. (Пословицы)


Упражнение 3

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.

1) Я спросила у кукушки сколько лет я проживу. 2) Глаз не свожу с г_ризонта где м_тели пляшут чардаш. 3) К_залось мне что туча с тучей сш_бётся где(то) (в)вышине... 4) Тот кого учитлем сч_таю как тень прошёл и тени (не)оставил. 5) И (не)похожа на полёт похо_ка медле(н, нн)ая эта как(будто) под ногами плот а (не)кв_дратики п_рке-та. 6) Бывало я (с)утра молчу о том что сон мне пел. 7) Когда я называю по пр_вычке моих друзей з_ветных имена всегда на этой стра(н, нн)ой пер_кличке мне отв_чает только тишна. 8) Когда б вы знали из какого сора р_стут стихи (не)ведая стыда как ж_лтый одуванчик у забора как л_пухи и л_беда. (А. Ахматова)


Упражнение 4

Спишите, объясняя постановку знаков препинания. Какой вид придаточного присоединяет союз что или местоимение (союзное слово)что в каждом примере? Проведите синтаксический разбор сложноподчинённых предложений, части которых осложненыобособленными членами.

1) Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую даль. (С. Есенин) 2) Мне грустно! Меня раздражает и солнца осеннего блеск, и лист, что с берёзы спадает, и поздних кузнечиков треск. (А. Майков) 3) Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной, так подшутил вечор небрежно. (А. Пушкин) 4) Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в четверть часа высушил меня совершенно. (А. Пушкин) 5) Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают. (А. Чехов) 6) Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты. (Л. Мартынов) 7) Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин)


Упражнение 5

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид придаточных. Какие союзы-синонимыиспользуются для связи частей в этих предложениях? Какие союзы имеют разговорную окраску? Как вы думаете, в каких предложениях возможна замена подчинительного союза синонимом?

1) Всё было готово когда в конце к_ридора повилась зн_комая сутуловатая ф_гура учителя. (Н. Гарин-Михайловский) 2) Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шев_льнулся пока я не зар_дил ружья и не поднял к_ростеля. (И. Тургенев) 3) Покамест слуги упр_влялись и возились г_сподин отправился в общую залу. (Н. Гоголь) 4) В то время как она выходила из гости(н, нн)ой в п_редней послышался звонок. (Л. Толстой) 5) Лягу спать и ш_пчу стихи закрыв глаза пока не засну. (М. Горький) 6) Дверь была з_крыта но отврилась легко едва он нажал. (К. Федин) 7) Перед тем как изл_жить на бумаге свои воспом_нания Репин ра(с, сс)казывал их неск_льким людям — мне моей семье случайным г_стям. (К. Чуковский) 8) Когда на море вздымается волна то слышен (н_)шум пр_боя а хрустенье льда и ш_рох ос_дающего снега. (К. Паустовский)


Упражнение 6

Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Проведите синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.

Усадьба Юшкова была обнесе(н, нн)а высокою каме(н, нн)ою стеной. В углублени_ ст_ял красивый каме(н, нн)ый флигель который  отделён  от  остального двора реш_тч_тым  забором  краше(н,
нн)ым зелёною краской. Водя(н, нн)ая мельн_ца была расп_л_жена на открытом месте.
Я сам имел мельн_цу п_тал к ней даже (не)которую слаб_сть и (сей)час увид_л что Юшков пр_-красно поймает м_льничное дело. В этом (не)трудно убеди(ться, тся). Если мельнца работат без шума всё дело в порядке. Чтобы доби(тся, ться) такого п_рядка нужно самому выстр_ить мельницу. Всё здесь з_висит (от)таких мелочей которые (не)спец_алисту пок_жу(тся, ться) сущим пуст_ком.
(По Н. Гарину-Михайловскому )


Упражнение 7

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

1) Ветры дуют (н..)так, как хотят к..рабли. 2) Чем больше кошку глад..шь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к..рась (н..) др..мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр..гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н..) чему (н..) науч..шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н..) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
(Пословицы)


Упражнение 8

Определите виды сложноподчинённых предложений. Установите, в чём их сходство и в чём различие. Сделайте вывод об особенностях употребления союза что и союзного слова (местоимения) что в составе сложноподчинённого предложения

1) Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. (А. Пушкин) 2) Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в четверть часа высушил меня совершенно. (А. Пушкин) 3) Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают. (А. Чехов) 4) Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты. (Л.Мартынов) 5)Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин)


Упражнение 9

Проанализируйте сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным, обозначьте грамматические основы и союзные слова. Какими членами предложения являются союзные слова?

1) Обе девицы надели жёлтые и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.) 2) Его не было дома, почему я и оставил записку. (А. Пушкин) 3) Фелисата Герасимовна, вероятно, к нам больше не придёт, чему я очень рад. (А. Островский) 4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тут же раздался оглушительный выстрел. (А. Чехов) 5) На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся. (К. Чуковский) 6) Присел Илька возле стола в последний раз, как это делают при разлуке все порядочные люди. (В.Астафьев)

Упражнение 10

Письменно составьте предложения по схемам так, чтобы получился связный рассказ на тему «Путешествие по карте России».

1) [   ], и [   ]. 2) [   ], ( какой   ). 3) ( Когда   ), [   ].
4) [   ],(что   ). 5) (Хотя   ), [   ]. 6)[   ]. 
7)[   ], [   ].  8) (Если   ), [ то   ].  9) ( Чем   ), [ тем   ].

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0