Лекция 2. Нравственная проблематика романа "Отцы и дети"Проблема поколений одна из
важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои
отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый
считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать
следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не
вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое. Конфликт двух мировоззрений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети”. 1. События, которые И.С. Тургенев описывает в
романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия
переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа,
раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии
различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической
сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и
духовной жизни России, представляющей ее будущее. Философские раздумья о смене поколений, о
вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в
произведениях русских писателей и до Тургенева ("Горе от ума” А. С.
Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине,
о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в
романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми
размышляет автор. 2. В центре романа — фигура разночинца
Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. "Отцы” представлены
братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких
представителей непримиримых мировоззрений "отцов” и "детей” — Павла Петровича
Кирсанова и Евгения Базарова. а) Павел Петрович был типичным представителем
своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал "принсипам”
везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет
сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок
его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное.
"Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую
стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью
исчезает после двадцати годов”. По внешности и по убеждениям Павел Петрович
"аристократ до мозга костей”. Он сохранил неизменными свои аристократические
привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час "свой
какао”, доказывал в спорах необходимость "принсипов”. Каковы же его "принсипы”?
Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что
и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил
порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок,
смоченный одеколоном. Толкуя о России, о "русской идее”, употреблял огромное
количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о
служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной
жизнью. б) Павлу Петровичу противопоставлен главный
герой романа — разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит
о себе: "Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя”,
то Базаров о себе скажет: "Мы действуем в силу того, что мы признаем
полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем”. По
убеждениям Базаров нигилист, то есть "человек, который не склоняется ни перед
какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, — так о
нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова
сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о
людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а
нравственные различия объясняет "безобразным состоянием общества”: "Исправьте
общество, и болезней не будет”. В суждениях его чувствуется смелая мысль,
стройная логика. Но все, что лишено материалистического
объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович — человек дворянской
культуры, то Базаров — человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он
противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает
как "мастерскую”, в которой человек — "работник”. 3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и
Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым
Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его
нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения
конфликта — к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного "аристократишки”. Они
стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла.
Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и
бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так
же, как и поколение "отцов”. Они расстаются, но каждый из них остается при
своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство
Базарова, который оказал ему помощь после ранения: "Вы поступили благородно...”
Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства
и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и
Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил
благородство Базарова. 4. Николай Кирсанов также не в силах
противостоять Базарову, так как это "рыхлая” и "слабая” натура. Ему вполне
достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички. Старики Базаровы тоже не понимают своего
сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает
пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед
молодежью: "Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы
ведь нам на смену пришли”. 5. Базаров в романе стоит особняком, как
личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная,
умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь
помогла открыть ему в самом себе те "тайники”, о которых Базаров не подозревал.
Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому
относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным
постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов
умирающего Базарова. 6. Своим романом "Отцы и дети” Тургенев
открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми,
трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность
их положения и величие их духа.
|
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |