Лекция1. Жизненный и творческий путь
В 1842 г. Чернышевский поступил в Саратовскую
духовную семинарию, в которой сразу попал в число лучших учеников. Проучившись
в семинарии четыре года и не окончив ее, Чернышевский решил продолжить свое
образование в Петербургском университете и в 1846 г. отправился в столицу.
Успешно выдержав приемные испытания, он был зачислен на историко-филологическое
отделение философского факультета. Вспыхнувшая во Франции в феврале 1848 г.
революция оказала сильное воздействие на студента, определив круг его
интересов. Он погрузился в изучение трудов социалистов-утопистов, в которых
видели тогда развитие христианского учения. По окончании университета в 1850 г.
Чернышевский возвратился в Саратов, поступив учителем словесности в тамошнюю
гимназию. Но карьера провинциального педагога вовсе не привлекала его, и в 1853
г. он вновь в Петербурге. Здесь он печатался в журналах и начал работать
над диссертацией "Эстетические отношения искусства к
действительности", в которой, по сути, проводилась мысль о коренном
переустройстве социальной жизни в стране. Защита ее состоялась в мае 1855 г. и
была восторженно встречена разночинной молодежью. В июле 1862 г. Чернышевский
был арестован по обвинению в сношениях с эмигрантами, т.е. с Герценом, и
заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где он находился два года
и где был написан роман "Что делать?". К этому роману нельзя приложить привычные мерки,
как к произведениям великих писателей того времени. В произведении
Чернышевского мы имеем дело с философско-утопическим романом. Мысль в этом
произведении преобладает над непосредственным изображением жизни. Не случайно
роман был оценен революционно-демократической интеллигенцией не как собственно
художественное произведение, а как программное произведение по
социалистическому преобразованию жизни. Глухая полемика с романом Чернышевского
отчетливо проступает в "Войне и мире" Толстого и в "Преступлении
и наказании" Достоевского. Без знания этого романа невозможно правильно
представить и понять эпоху, в которую он создавался и которую по-своему
отобразил. Композиция произведения строго продумана:
изображение "пошлых людей", изображение "обыкновенных новых
людей", образ "особенного человека" и сны героини романа Веры
Павловны. Мир "пошлых" людей представлен образами родителей Верочки,
а также Сержа Сторешникова и других персонажей; мир "обыкновенных новых
людей" — образами Лопухова, Кирсанова, самой Веры Павловны, в качестве
"особенного человека" выведен Рахметов; в снах Веры Павловны
заключена философская концепция Чернышевского. "Новых людей" от
"пошлых" отличает новое понимание человеческой выгоды, которую они
видят в возможности творить добро для других. Они называют это "теорией
расчета выгод" или "разумным эгоизмом". Это новая этика, которую
"новые люди" Чернышевского утверждают всем образом жизни. В
соответствии с ней все поступки человека должны совершаться не в результате
принуждения, а по внутреннему влечению, должны согласовываться с желаниями и
убеждениями. По мнению Чернышевского, мораль "новых идей"
высвобождает творческие возможности человеческой личности. По-новому строятся у
них и отношения между людьми, в том числе отношения семейные. Прежде всего,
считают они, в сфере семьи необходимо преодолеть неравенство мужчины и женщины,
что станет залогом гармонии их союза. Образ "особенного человека" стал первым
в русской литературе образом профессионального революционера. Чернышевский
показывает процесс становления революционера. Главное отличие Рахметова от
"новых людей" в том, что у него нет личной жизни, которую ему
заменяет служение обществу, причем он сознательно пошел на это. Общее дело
стало для Рахметова высшей потребностью и смыслом существования. Ключевое место в романе занимает четвертый сон
Веры Павловны. В нем Чернышевский развертывает картину будущего, в котором
интересы каждого согласованы с интересами всех, а жизнь строится на основе
всеобщего труда. Вообще тема труда — одна из важнейших в романе. В будущем
человек обретает утраченную гармоническую полноту. 19 мая 1864 г. на Мытнинской площади в
Петербурге состоялась гражданская казнь Чернышевского. Он был приговорен к 14
годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. В ссылке он начал писать
роман "Пролог", в котором получили развитие темы, затронутые в романе
"Что делать? ", но это произведение не было закончено. В августе 1883
г. Чернышевскому было разрешено уехать из Сибири в Астрахань, где он жил под
надзором полиции, и только перед самой смертью писатель смог вернуться в родной
Саратов. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |