А.А.БлокА. А.Блок(1880-1921) – поэт, драматург, критик, родился в дворянской семье
в Петербурге, закончил историко-филологический факультет Петербургского
университета. Первая книга стихов «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) – яркое
отражение поэзии младосимволистов. Появление «Стихов о Прекрасной Даме» было
связано с двумя важными событиями в жизни поэта. Первое из них – глубокое
чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, будущей жене. Второе – увлечение
лирикой и идеями философа Владимира Соловьева. Наиболее близкой молодому поэту
была идея философа о существовании Божественной Софии – Души Мира и Вечной
Женственности, которая может примирить землю с небом и спасти человека и весь
мир через его духовное обновление. Живой отклик у Блока получила мысль
Соловьева о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая и сама
любовь к миру открыта через любовь к женщине. Стихи о Даме и стали
художественной реализацией этого глубоко прочувствованного тезиса. Соловьевская
идея «двоемирия», противопоставления материального и духовного воплотилась в
цикле через многообразную систему символов. Облик героини многоплановый. С
одной стороны, это некая, вполне реальная женщина. Она «стройна и высока,
всегда надменная и сурова». Герой видит ее каждый день издалека, она скрывается
в «темные ворота», с другой же стороны перед нами мистический, небесный образ,
имеющий соответствующие возвышенные имена – Дева, Заря, Святая, Непостижимая,
Величавая Вечная Жена и т. д. История земной, вполне реальной любви
транформируется в книге в романтический мистико-философский мир. Основной сюжет
– противопоставление «земного» (это лирический герой) небесному – Прекрасной
Даме, в то же время стремление к их встрече, в результате чего и должно
наступить преображение мира, полная гармония. Постепенно происходит смена
настроения героя, радужные надежды и сомнения, оправдание любви и боязнь ее
крушения, вера в неизменность божественного облика Девы. Любовь к Ней близка служению духовно высшему существу. Я – тварь дрожащая.
Лучами Озарены, коснеют сны. Перед Твоими глубинаки Мои ничтожны глубины... В тебе таится в
ожиданьи Великий свет и злая
тьма Ты – это Ангел во
плоти. В Стихах о Прекрасной
Даме Блок создал уникальный поэтический мир, воплотил все чаяния, надежды
символистов. Его лирический герой пребывает не в бытовой российской реальности,
а в условном мире, находится в постоянном молитвенном ожидании: Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной
Дамы В мерцаньи красных
лампад. После выхода в свет
первого сборника Блок сблизился с петербургскими и московскими символистами –
Мережковским, Белым, Бальмонтом, Брюсовым. Но очень быстро в позиции Блока
намечаются существенные изменения, они связаны с рядом причин и с той
общественной атмосферой, которая возникла в России накануне и в годы первой русской
революции. Именно в это время поэт спускается с небес на землю и начинает
обращать внимание на повседневность, на мир людей, униженных бедностью и
бесправием. Следующие его сборники – «Нечаянная радость», «Снежная мавска»
(1907), «Земля в снегу» (1908) – существенно отличаются от первого. В этих
сборникай отразилось его видение противоречий реальной жизни. Революцию он
воспринимал, подобно другим символистам, как народную разрушительную стихию,
как борьбу людей новой формации с царством бесправия и пошлости. Лирический
герой сочувствует страданиям людей, он хочет быть с ними, но не считает себя
достойным оказаться в их рядах – Вот они далеко / Весело
плывут. Только нас с тобою /
Верно не возмут. («Барка жизни стала») В этих сборниках
полностью изменились женские образы. «Вечно женственное» предстает здесь не в
возвышенно-романтической, небесной трактовке, а в его «земном» воплощении.
Особое место среди этих стихов занимает знаменитая «Незнакомка» (1906). В ней
совмещены две точки зрения на действительность: первая часть – торжество
пошлости, во второй – возможность появления подлинного идеала, высокой красоты.
Автор допускает мысль, что перед ним пьяное видение, он спрашивает себя: «Иль
это только снится мне?». Проявляется горькая самоирония – «Ты, право, пьяное
чудовище, / Я знаю: истина в вине». По вечерам над
ресторанами Горячий воздух дик и
глух И правит окриками
пьяными Весенний и тлетворный
дух. Незнакомка обрисована в
романтическом ключе, читатель вместе с автором видит ее благородную и
таинственную красоту, «берег очарованный и очарованную даль», начинает верить в
возможность красоты в этом мире. И каждый вечер, в час
назначенный (Иль это только снится
мне?) Девичий стан, шелками
схваченный, В туманним движется
окне. И медленно пройдя меж
пьяными, Всегда без спутников,
одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. Кто такая Незнакомка –
сквозь земные черты (упругие шелка, траурные перья, вуаль, в кольцах узкая
рука, она полна тайн – древние поверья, тайны – это новый вариант мифа о Вечной
Женственности, мы увидим Незнакомку, несколько трансформированную в других
героинях этого времени – в цыганке, Фаине, Кармен... В книге «Снежная Маска»
центральная тема – природная стихия, современный город, даже стихия язычества,
это хаотический изменчивый мир, погружение героя в мир «метельной страсти»,
осмысливается как второе крещение. «Открыли дверь мою метели, / Застыла горница
моя, / И в новой снеговой купели / Крещен вторым крещеньем я». В этих циклах – высокое
напряжение страсти – пожар, снежный костер, полет кометы – огонь зимы – они
имеют общее происхождение (он влюблен в актрису Волохову). Героиня лишена
конкретных черт, это романтическая героиня, ее голос «слышен сквозь метели», у
нее «снежная кровь». В цикле образ героини – Фаины – меняется, теперь это
воплощение народной жизни. Метель взвилась /
Звезда сорвалась / За ней другая. Уже в этом цикле миф о
Мировой Душе транформировался у Блока в миф о приобщении к народной душе, вот
почему образы жены, невесты, возлюбленной превалируют в стихах о России,
написанных в 1906-1909 годах. Блок неоднократно обращался к образу Куликовской
битвы, по убеждению поэта это было «символическое событие русской истории»,
особенно важен его цикл «На поле Куликовом». До наших дней продолжаются разные
толкования этого цикла, самые сложные вопросы – это проблема соотношения
«вечного», «исторического» и современного планов, проблема переклички личного и
национального. Знаменитая строка – «О, Русь моя! Жена моя» – предмет
бесконечных споров и недоумений – почему герой отождествляет свое отношение к
родине и свое отношение к жене? У Блока ряд понятий: Русь – мать – жена –
Богоматерь, именно образ Богоматери делает возможным отождествление матери и
жены, невозможное в других контекстах (Богоматерь в православных молитвах
называется Мать и Пречистая Жена, Дева и т. д.). Цикл состоит из пяти
стихотворений, в первых двух Русь и родина равновелики, сравниваются с образом
жены. Второе стихотворение заканчивается обобщением: Я – не первый воин, не
последний, Долго будет родина
больна. Помяни ж за раннею
обедней Мила друга, светлая
жена! то есть поэт говорит о
неразделимости собственного пути и русской истории, поэт самоотождествляет себя
и русского воина. Для раскрытия пути
России поэт синтезирует, объединяет различные уровни бытия:
конкретно-исторический, символический и метафизический – «Какому хочешь чародею
/ Отдай разбойную красу» – образы «разбойной красы» и «острожной тоски» слились
у поэта с чувством ужаса и любви. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые Как слезы первые любви. Поэт хочет до конца
пройти путь вместе с родиной. Русь моя, вместе ль нам
маяться Царь, да Сибирь, да
тюрьма! Эх, не пора ль
разлучиться, раскаяться. Вольному сердцу на что
твоя тьма? Современникам была
близка поэзия Блока и особенно его основной лейтмотив – Родина и Прекрасная
Дама, в ее многочисленных ликах. Поэт угадал что-то особенное, глубинное,
спрятанное в русской душе – ее антиномичность – свободу, переходящую в мятеж и
грабеж, и возвышенную любовь, заканчивающуюся кощунством. Сам Блок в конце
жизни сказал о России трагические слова: Россия – Сфинкс. Ликуя
и скорбя, И обливаясь черной
кровью, Она глядит, глядит в
тебя И с ненавистью, и с
любовью. Блок глубже всех
символистов вскрыл противоречия символистского метода и способа мышления –
противоборство в душе художника двух начал – божественного и демонического. Все
эти противоречия в видении поэтом современной действительности отразились в
цикле «Страшный мир». Тема «страшного мира» – сквозная блоковская тема,
характерная в той или иной мере и для других писателей серебряного века. Было
бы примитивно трактовать ее лишь как тему обличения буржуазной
действительности, где «богатый зол и рад», а страдающий бедняк обречен на
гибель. Это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира», главное,
что человек, живущий в страшном мире, испытывает на себе его воздействие. при
этом в первую очередь страдают нравственные ценности, губительные страсти овладевают
людьми. Лирический герой Блока переживает состояние собственной греховности,
безверия, смертельной усталости. Законы «страшного мира» проибретают
космический размах: Миры летят. Года летят.
Пустая Вселенная глядит на нас
мраком глаз. А ты, душа, усталая,
глухая, О счастии твердишь, –
который раз? Мысль о роковом
круговороте жизни, о его безысходности выражена в широко известном 8-стишье: Ночь, улица, фонарь,
аптека, Бессмысленный и тусклый
свет. Живи еще хоть четверть
века – Все будет так. Исхода
нет. Умрешью начнешь опять
сначала И повторится все, как
встарь; Ночь, ледяная рябь
канала, Аптека, улица, фонарь. Этому способствует его
кольцевая композиция, гипербола: умрешь – начнешь опять сначала, необычные
эпитеты. Влияние страшного мира
ощущается и в известном стихотворении «На железной дороге». В нем тоже немало
бытовых деталей, что дало повод считать его реалистическим. Важен образ героини
– кто она? Она раздавлена – «любовью, грязью или колесами», – все больно –
«красивая, молодая», в цветном платке – узорный плат был и у женщины в образе
России. Важное значение в
творчестве Блока играет поэма «Возмездие», начатая в 1910 году, она не
завершена, в центре ее история жизни предков Блока (действие начинается в 70-е
годы 19 века), изображение многих исторических событий, поэма доведена до
смерти в Варшаве отца поэта. Слово «возмездие» у поэта – не наказание за
преступление, это нравственная категория, осуждение человеком самого себя, суд
собственной совести. Герой не находит места в жизни, его преследует душевная
опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Используя
автобиографический материал, поэт хотел показать жизнь четырех поколений одного
рода, в ней выразил свое творческое кредо и цель творчества: Жизнь без начала и
конца. Нас всех подстерегает
случай, Пред нами – сумрак
неминучий, Иль ясность божьего
лица. Но ты, художник, твердо
веруй В начала и концы. Твой взгляд – да будет
тверд и ясен. Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир
прекрасен. В 1914 году началась
первая мировая война, в 1916 Блок был призван в армию, он служил в Белоруссии.
Н. Гумилев сказал об этом – «это то же самое, что есть жареные язычки
соловьев». После февральской революции 1917 года поэт в качестве редактора
входил в Комиссию по проверке политических преступлений царского правительства.
Октябрьские события воспринял как необходимую очищающую грозу. Драматизм и
неоднозначность его восприятия революции отражены в поэме «Двенадцать».
Действие в поэме развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий – Ветер,
ветер - / На всем Божьем свете... Гуляет ветер, свищет ветер, вьюга, пурга. Вся
поэма построена на антитезе, на контрасте, резко противопоставлены два мира –
черный и белый, старый и новый, даны сатирические зарисовки обломкоя старого
мира – буржуй, товарищ – поп, барыня в каракуле и т. д. – символический образ
«паршивого пса». С другой стороны – коллективный образ 12 красноармейцев,
которых Блок не идеализрует, он считает их выразителем народной стихии, они
несут все крайности народовластия. Это люди, готовые исполнить свой
революционный долг – «Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет
враг!» – но в их психологии выражены и настроения анархической вольницы – Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба! События поэмы тоже
отражают неуправляемость революционных событий – один из красноармейцев
(«Петруха») убивает свою любовницу Катьку, это не гимн революции, а отражение
ее гримас. Величие и красоту революции, несущей возмездие старому миру, Блок
утверждает в финальной главе поэмы, где впереди 12 красноармейцев, 12 апостолов
новой жизни, возникает образ Иисуса Христа. Существует множество трактовок
образа Христа в поэме... В основном критики считают, что образ Христа позволяет
поэту создать нравственное оправдание революции. Поэма очень своеобразна – в
ней слышен голос улицы, разговорные интонации. Лексика литературная,
политическая – и лозунговая, лирическая, частушки с маршем, городской романс.
29 января 1918 года Блок написал в записной книжке: «Сегодня я – гений». Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем. Так идут державным
шагом, Позади – голодный пес, Впереди с кровавым
флагом, А за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью
надвьюжной, Снежной россыпью
жемчужной, В белом венчике из роз
– Впереди – Исус Христос. Вслед за поэмой
«Двенадцать» Блок пишет стихотворение «Скифы», в котором противопоставляет
цивилизованный Запад и революционную Русь. Поэт от лица революционной
«скифской» России призывает народы Европы поставить предел «ужасам войны» и
вложить «старый меч в ножны». Поэт напоминает о том, что в свое время Россия
спасла европейские народы от нашествия монголов. Но если Запад не пойдет
навстречу России, то она может обернуться к нему своим азиатским обликом – В последний раз –
опомнись, старый мир! Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |