Четверг, 02.05.2024, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

Упражнения по теме"Способы передачи чужой речи"

Упражнение 1.

      Запишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.

1.Аполлон Григорьев так определил роль А.С.Пушкина в духовной жизни России: «Пушкин – это наше всё».

2. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа»,- писал Гоголь.

3.Тургенев говорил: «Пушкин был нашим первым поэтом – художником…Он создал наш поэтический, наш литературный язык».

4. «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин, - писал А.Блок.-Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».

Упражнение 2.

Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.

Перечислите, какие виды цитирования используются в тексте.

Изолированный в псковской глуши, Пушкин был связан с литературной жизнью лишь тонкой ниточкой писем, которые читались бдительными чиновниками сыска, терялись на почте, у приятелей, через которых посыпались. Однако главное литературное дело он совершал дома, за своим письменным столом. В Михайловском Пушкин много писал и много читал, много и чутко прислушивался к народной речи и народной поэзии. В письмах он не переставал подчеркивать, что ленится, много ездит верхом, о работе писал скупо, но непрерывно прося все новых и новых книг. На самом деле он жил в атмосфере почти непрерывного творческого напряжения, писал и учился. За это время им было написано следующее: закончены «Цыганы», написан «Борис Годунов», завершена третья и написаны четвертая—шестая главы«Евгения Онегина», «Граф Нулин», несколько десятков стихотворений. Пушкин работал над несколькими принципиальными литературно-критическими статьями, посвященными вопросам народности литературного языка.(…)К этому следует прибавить массу прочтенных в это время книг(…).В 1830-е гг. он поражал современников глубокими и исключительно обширными познаниями в мировой литературе, истории, политической жизни, публицистике. Значительную часть этих сведений он приобрел в Михайловском. Наконец, надо учесть серьезный, на уровне науки тех лет, интерес к фольклору, который поэт удовлетворял как знакомством с печатной литературой, так и записью устных источников. Брату он писал: «...вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» (XIII, 121). Арина Родионовна была, видимо, талантливой сказительницей с выразительной манерой исполнения и разнообразным репертуаром.

Напряженный труд, скрывавшийся под маской «легкого безделья», не был продиктован простым желанием самообразования — он имел отчетливую цель. Его интеллектуальные усилия были направлены на то, чтобы «в просвещении стать с веком наравне»(…). Главный смысл умственных усилий Пушкина в это время сосредоточен на том, чтобы понять ту силу, без которой всякий политический протест заранее обречен, — понять народ. Положение его как мыслителя меняется: на юге он был в толпе друзей, и главная задача состояла в том, чтобы не отстать, теперь он сознает, что вырвался вперед, идет один и именно на него возложена тяжелая работа познания. В этой ситуации Мысль становится главным оружием.

(Ю.Лотман)

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0