Лекция 2. Роман А.А. Фадеева " Разгром". Особенности жанра и композиции.
«Разгром» (1927) - социально-психологический роман, в
котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа
построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах
бойцов маленького партизанского отряда — таков, по мнению Фадеева, закономерный
результат революционных событий. Доказывая эту идею, писатель сознательно
соединил два различных принципа изображения — эпопейный (рассказ о народе) и
романный (рассказ об отдельном герое). Поэтому сюжет романа получился весьма
разветвлённым, в нём переплетается описание значительных событий и различных
характеров.
Эпический сюжет произведения построен на рассказе о разгроме партизанского
отряда Левинсона. В экспозиции автор описывает передышку в партизанской войне
на Дальнем Востоке, когда отряд Левинсона расположился на отдых в селе на Свиягинском боевом участке. Завязкой служит
момент получения пакета из партизанского штаба, где сформулирована главная
задача для Левинсона на ближайшее время — «сохранить хотя бы небольшие, но
крепкие и дисциплинированные боевые единицы, вокруг которых впоследствии...»
(VI). Развитием действия в романе является описание манёвров партизанского
отряда, который пытается оторваться от преследующих его по пятам японцев и
колчаковцев, но кольцо окружения неотвратимо сжимается. Ночной бой на болоте
(XVI) — кульминационная сцена, где проверяется, кто из партизан чего стоит в
жизни. Развязка следует сразу же за кульминацией (XVII): остатки отряда, вырвавшись
из болота, попадают в засаду, почти все партизаны погибают под огнём
колчаковских пулемётов. Только девятнадцать бойцов остаются в живых и
приближаются к желанной Тудо-Вакской долине.
Однако «Разгром» — роман характеров, а не событий, потому что главное внимание
автор уделяет изображению «диалектики души» нескольких героев, то есть с
внешними событиями партизанской войны автор сочетает раскрытие духовного мира
персонажей (Морозки, Мечика, Левинсона, Вари). В первой половине романа
сообщается история жизни каждого из названных героев, даются их портреты,
описываются поведение и размышления, их мечты и разочарования. Отряд
Левинсона неумолимо движется к разгрому, и параллельно ухудшаются личные
обстоятельства главных героев. К страданиям Морозки из-за кражи дынь
прибавляются переживания, вызванные ревнивой враждой с Мечиком, ссора с Варей,
гибель любимого коня Мишки. Душевные страдания Вари обусловлены ссорой с мужем,
безнадёжной любовью к Мечику, новым чувством к Морозке. Первая же встреча с
реальными партизанами рассеяла розовый, книжный туман в голове Мечика, затем
последовали ранение, враждебные стычки с Морозкой, отчуждение от партизан и
т.д. Когда характеры действующих лиц уже обрисованы, Фадеев показывает сражение
как испытание героев. Но и в военных сценах автор уделяет главное внимание не
бою, а поведению и переживаниям людей.
Сюжетные линии каждого героя (романный сюжет) Фадеев строит так, что главный
поступок персонажа (то есть кульминация в личном сюжете) совпадает с
трагической развязкой общего сюжета — главой «Девятнадцать». Душевные
переживания Морозки за последние два-три месяца приводят его к осознанию своей
значимости в жизни и к «кульминационному» подвигу во имя спасения товарищей.
Душевные переживания Мечика (эгоистическая отчуждённость от людей и
неспособность к борьбе) обусловили его «кульминационное» предательство в той же
ситуации, в которой геройски проявил себя Морозка. Истерические рыдания Вари в
конце романа — кульминационная сцена для образа партизанской медсестры. Она
оказалась в числе девятнадцати партизан, уцелевших после разгрома отряда. Её
слёзы могут быть истолкованы по-разному. Это плач по погибшим, близким ей
людям, которых она знала ещё с того времени, когда работала откатчицей на
шахте; это жалость к Морозке, в котором она после долгой размолвки заметила
неожиданную нежность и с которым помирилась только вчера; это жалость к себе,
потому что проснувшиеся было в ней мечты о счастье рухнули, как ей кажется,
безвозвратно. Последняя кульминация в сюжетной линии Левинсона — отчаяние и
слёзы этого скрытного «человека особой породы» (VI), когда он осознал, что за
последние сутки почти весь его отряд, кроме восемнадцати бойцов, погиб.
Композиция романа «Разгром» имеет несколько особенностей.
Во-первых, следует отметить неторопливую (эпопейную)
манеру развёртывания событий: почти весь роман представляет собой развитие
действия, так как кульминация и развязка находятся соответственно в двух
последних главах. Такое построение объясняется жанровыми особенностями
произведения (социально-психологический роман), когда в центре внимания автора
находится изображение человеческих характеров и общественно значимых перемен в
сознании героев в ходе борьбы за революционные идеи. Во-вторых, писатель
искусно переплетает эпический сюжет и сюжетные линии главных героев. Например, Фадеев
вводит предысторию Морозки в тот момент, когда ординарец едет с пакетом от
Левинсона в отряд Шалдыбы (I). Пока Морозка едет, возникает событийная пауза,
которую писатель заполняет предельно сжатым рассказом о прошлом героя. Таким же
образом, не замедляя действия, автор сумел сообщить немало существенных деталей
и интересных подробностей из прежней жизни не только Морозки, но и Мечика,
Левинсона, Вари, Бакланова, Дубова, Метелицы. Благодаря таким деталям характеры
героев получились яркими и убедительными.
В-третьих, Фадеев избрал прямой порядок повествования. Последовательная
причинно-следственная связь подчиняет себе всё сюжетное движение в романе.
Каждая глава представляет собой более или менее самостоятельный рассказ, в
центре которого стоит отдельный персонаж («Морозка», «Мечик», «Левинсон») или
эпизод («Мужики и "угольное племя"», «Первый ход», «Трясина»).
Определённая законченность каждой главы обусловлена тем, что Фадеев сначала
публиковал в журналах отдельные главы. Однако каждая глава в рамках романа
воспринимается как неотъемлемая часть целого, так как многочисленными
смысловыми нитями (повторами, параллелями, сквозными образами, главными идеями)
связывается с другими главами. В-четвёртых, композиция подчёркивает значимость
трёх главных героев: Морозки, Мечика, Левинсона. Сначала имена, а потом и
характерные признаки героев вынесены в названия глав: «Шестое чувство» (о
Левинсоне), «Один» (о Мечике), «Враги» (о Морозке и Мечике), «Пути-дороги» (о
Морозке). При этом самым главным героем становится Морозка, так как его
духовное преображение больше всего интересует Фадеева: только о жизни простого
шахтёрского парня рассказано подробно, начиная от рождения в тёмном бараке
сучанской шахты № 1 и кончая героической смертью от колчаковской пули. Жизнь Мечика
и Левинсона до начала романа представлена в отдельных эпизодах.
Роман имеет динамичный (без отступлений и вставных
эпизодов) сюжет. При этом он не исчерпывается хроникой разгрома партизанского
отряда Левинсона, то есть не сводится к небольшому количеству эпизодов,
расположенных строго во временной последовательности. Характеры главных героев
раскрываются не только через общий сюжет (отряд уходит от преследования
белоказаков), но и через взаимодействие и сопоставление друг с другом.
Например, образ Левинсона дополняется образами Морозки, Бакланова, Метелицы,
сравнивается с образами Мечика и Сташинского. Фадеев мастерски отобрал для
своего романа ряд событий и разнохарактерных героев, строго продумал
композиционное построение, удачно соединив описание отдельных персонажей и
партизанского отряда как единого коллектива. Фадеев, как в своё время
Л.Н.Толстой, мог бы сказать, что в романе «Разгром» его интересует «мысль
народная» (эпическое изображение), а «мысль семейная» (любовный треугольник
Морозка — Варя — Мечик) играет лишь вспомогательную роль в выражении главной
идеи произведения, которую можно сформулировать так: революция поднимает самых
обыкновенных людей до уровня героев высокой исторической трагедии.
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|