Четверг, 02.05.2024, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

Текст как речевое произведение.

 1. Текст и его основные признаки

      Текст
 (от лат. tekstum — ткань, сплетение, соединение) — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
      Важнейшими признаками текста являются:
      1) 
Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Внимание! 
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»
 
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».


      2) 
 Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
      3) 
 Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
      4) 
 Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
    
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.

2. Средства и способы связи предложений в тексте

      Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи.
      Разграничиваются
 лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
      К
 лексическим средствам связи относятся:


1


Слова одной тематической группы


^ Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозыдостигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. 


2


Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов


Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книгебыло то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными. 


3


Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)


Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество ^ А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. 


4


Антонимы (в том числе контекстуальные)


^ Недруг поддакивает. Друг спорит. 


5


Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа
 вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.


Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи. 


      К
 морфологическим средствам связи относятся:


1


Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений


За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. 


2


Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений


Язык не передается человеку по наследству.Он развивается лишь в процессе общения. 


3


Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям


^ Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи.Везде здесь было тихо и спокойно. 


4


Единство временных форм глаголов-сказуемых


Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды. 


5


Использование степеней сравнения прилагательных и наречий


Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. 
Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.


   


   К
 синтаксическим средствам связи предложений относятся:


1


Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений


Юность — время надежд. 
Зрелость — пора свершений.


2


Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения


Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. 


3


Использование неполных предложений


 Знаете, о чем мы спорили? 
 О литературе, музыке, живописи. 


4


Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов


Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. 
Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?


5


Использование прямого и обратного порядка слов


Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя. 


      Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться
 семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, адухота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)

Внимание!
 1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.
2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения).
3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.

      Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.
      
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
      
Наконец мы увидели мореНОноД было огромным и очень спокойнымН. Но это спокойствиеД было обманчивым.
      Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
      При
 параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
      Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
      
Леса оздоровляют землю. ОниД не только исполинские лаборатории, дающие кислород. ОниД поглощают пыль и ядовитые газы. ИхД справедливо называют «легкими земли».
      Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова
 (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).


Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0