Серебряный век русской поэзии
Поэзию "серебряного века” невозможно
представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических
явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.
Этот фон составляли русско-японская война,
трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 годов. История в эти годы
вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Поэзии "серебряного века” вырабатывает
принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом –
личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира.
Начало века Александр Блок определял как "минуту
смятенья и борьбы лжи и правды”.
Это
смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных
группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях
развития литературы.
На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт
поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным
быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.
Характер, который приняло возрождение поэзии в
конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая
эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической
изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни.
Наступил "серебряный век”. Он характеризуется
несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и
свой творческий метод.
Сам
термин "серебряный век” возник по аналогии с золотым веком русской поэзии –
первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Сергеевич Пушкин,
Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Василий Андреевич
Жуковский и другие известные и знаменитые поэты.
Сами термины восходят к античной литературе,
писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь
человека начинается "золотым”, а заканчивается "железным” веком.
Применительно к поэзии подобное обозначение эпох
принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Петра Андреевича
Вяземского "Три века поэтов”, в котором говорится о безвозвратно ушедшем "золотом
веке”
Принято
считать, что начало "серебряного века” русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а
конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Хотя эта периодизация условна.
Поэты "серебряного века” следовали пушкинским
традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в
"расширении художественной впечатлительности” и в некоторых вполне умеренных
реформах стиха.
Хотя
хронологически "серебряный век” русской поэзии занимает два десятилетия, его
значение в истории русской литературы огромно.
Владимир
Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в
своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых времён:
Всё, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с прежней силой
Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин…
Времён не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.
В процитированных строчках закодированы линии
новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов
и т.д.
Ещё одна важнейшая примета нового искусства –
апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах
В. Соловьёва:
Подвиг сердца женского,
Тень мужского зла,
Солнца блеск вселенского
И земная мгла…
Что разрывом тягостным
Мучит каждый миг –
Всё ты чувством благостным
В красоте постиг.
Владимир Соловьёв стоит у истоков русского
"серебряного века” как старт для духовного взлёта целой культурной общности
творцов.
Поэтам
"серебряного века” дороги и близки все явления живой природы, культуры,
Космоса.
Славлю в равной мере
Капельку и море, –
пишет один символист, а другой как бы
откликается:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.
Все
поэты "серебряного века” любили свою Родину. Россия для каждого из них была
нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введению новых
размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.
Поэты
начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, декларациям
с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний.
Одна
из этих программ преподана в ставших хрестоматийными строчках Валерия Брюсова:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Заветы
модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако, именно беззаветное
поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к "серебряному веку”.
Поэзия
"серебряного века” – это уникальное художественное пространство.
СИМВОЛИЗМ – модернистское течение, утверждающее индивидуализм,
интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является искусство для
искусства”, "тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа.
Старшие символисты: В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д.
Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый. Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие
отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по-своему отразили
трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире,
сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые
способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха,
усиления в нём музыкального начала.
АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся
на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного
образа. Отточенности деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.
Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм –
поэзия точности, ясности.
Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А.
Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам.
Акмеисты призывали очистить поэзию от философии
и всякого рода "методологических” увлечений, от использования туманных намёков
и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким,
каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали
принцип "искусство для искусства”.
ФУТУРИЗМ – авангардистское направление, течение,
сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения,
выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции,
делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.
Если символизм – "поэзия намёков”, акмеизм –
поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения
традиции).
Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский, Д.
Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак.
Футуристы объявляли себя противниками
современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками
"естественного” человека, его права на свободное индивидуальное развитие.
Футуристы с самого начала провозгласили полный
отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического
наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
В условиях революционного подъёма и кризиса
самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910
годов прекратили своё существование.
Русская
поэзия "серебряного века” прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она
забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не прервалась.
Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только
начинает просыпаться.
Поэзия "серебряного века” отразила в себе, в
своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс
социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного
развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и
особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.
Русский "серебряный век” неповторим. Никогда в
России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и
чаяний. Свет незабываемых зорь
"серебряного века” навсегда останется в истории России.
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|