Лекция 4.Теория «сильной личности» и её опровержение в романе «Преступление и наказание"
Достоевский в своем романе изображает
столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда
опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по
теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как
система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека,
одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими
эту теорию.
Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и
унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой
теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию:
преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело с точки
зрения самого героя. Но он совершил его сознательно, переступил свою
человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то
предписание.
В трактире Раскольников подслушал рассуждения студента о том, что во имя
высоких целей старуху-процентщицу можно убить. Но возникло непредвиденное
обстоятельство — роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он
перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра,
ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно,
но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее,
Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость.
В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать
о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен,
по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о
том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их,
но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего
теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить..." В монологе показан
весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой
теорией, и она, теория, победила.
Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача
писателя заключается в том, чтобы показать, какую власть над человеком может
иметь идея и какой страшной может быть эта идея.
Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь
победила теорию. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести,
Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете
отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал
противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова
покаяния и смирения Рас-кольникова звучат не очень убедительно.
Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и
вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в
бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая
гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской
любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского
означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно
обличает роман "Преступление и наказание".
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|