Лекция 8. Мировое значение творчества Л.Н. Толстого
1.На территории России создано четыре
музея, посвященных жизни и творчеству Л. Н. Толстого. Усадьба
Толстого Ясная Поляна вместе со всеми окружающими её лесами, полями, садами и
угодьями превращена в музей-заповедник, её филиал музей-усадьба Л. Н. Толстого в селе
Никольское-Вяземское. Под охраной государства находится дом-усадьба Толстого в Москве (Ул. Льва Толстого, 21),
превращённый по личному указанию В. И. Ленина в мемориальный музей.
Также превращён в музей дом на станции Астапово, Московско-Курско-Донбасской ж.
д.(ныне станция Лев Толстой, Московской ж. д.), где скончался писатель. Крупнейшим из музеев
Толстого, а также центром научно-исследовательской работы по изучению жизни и
творчества писателя является Государственный музей Л. Н. Толстого в
Москве (ул. Пречистенка, дом 11/8). Именем писателя в России названы многие
школы, клубы, библиотеки и другие культурные учреждения. Его имя носят районный центр и железнодорожная станция
(бывшая Астапово) Липецкой области; район и районный центр Калужской области;
поселок (бывший Старый Юрт) Грозненской области, где Толстой бывал в юности. Во
многих городах России есть площади и улицы, носящие имя Льва Толстого..
В разных городах России и мира установлены памятники писателю. В России
памятники Льву Николаевичу Толстому установлены вряде городов: в Москве, в Туле (как уроженцу Тульской губернии), в Пятигорске, Оренбурге.
2. Характер восприятия и истолкования
творчества Льва Толстого, как и характер его воздействия на отдельных художников
и на литературный процесс, во многом определялся особенностями каждой страны,
её исторического и художественного развития. Так, французские литераторы
восприняли его прежде всего как художника, который противостоял натурализму и
умел совмещать правдивое изображение жизни с одухотворенностью и высокой
нравственной чистотой. Английские писатели опирались на его творчество в борьбе
против традиционного «викторианского» ханжества, они видели в нём пример высокой художнической смелости. В США
Лев Толстой стал опорой для писателей, которые утверждали острую социальную тематику
в искусстве. В Германии наибольшее значение приобрели его антимилитаристские
выступления, немецкие литераторы изучали его опыт реалистического изображения
войны. Писателям славянских народов импонировало его сочувствие «малым»
угнетённым нациям, а также национально-героическая тематика его произведений.
Огромное влияние Лев Толстой оказал на эволюцию
европейского гуманизма, на развитие реалистических традиций в мировой
литературе. Его влияние сказалось на творчествеРомена Роллана, Франсуа Мориака и Роже Мартен дюГара во Франции, Эрнеста Хемингуэя и Томаса Вулфа в США, Джона Голсуорси и Бернарда Шоу в Англии, Томаса Манна иАнныЗегерс в Германии, Августа Стриндберга и Артура Лундквиста в Швеции, Райнера Рильке в Австрии, Элизы Ожешко, Болеслава Пруса, Ярослава Ивашкевича в Польше, Марии Пуймановой в Чехословакии, ЛаоШэ в Китае, Токутоми Рока (англ.)русск. в Японии, причём каждый из них испытал на себе
это влияние по-своему. Западные писатели-гуманисты, такие как Ромен
Роллан, Анатоль Франс, Бернард Шоу, братья Генрих и Томас Манны,
внимательно прислушивались к обличающему голосу автора в его произведениях
«Воскресение», «Плоды просвещения», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича».
Критическое мировоззрение Толстого проникало в их сознание не только через его
публицистику и философские труды, но и через его художественные произведения.
Генрих Манн говорил, что произведения Толстого были для немецкой интеллигенции
противоядием против ницшеанства. Для Генриха Манна, Жан-Ришара Блока, ХэмлинаГарленда . Лев Толстой являлся образцом большой
моральной чистоты и непримиримости к общественному злу и привлекал их как враг
угнетателей и защитник угнетённых. Эстетические идеи мировозренияТолстого так
или иначе отразились в книге Ромена Роллана «Народный театр», в статьях
Бернарда Шоу и Болеслава Пруса (трактат «Что такое искусство?») и в книге Фрэнка Норриса «Ответственность романиста», в которой автор неоднократно ссылается
на Толстого.. Для западноевропейских писателей поколения Ромена
Роллана Лев Толстой являлся старшим собратом, учителем. Он был центром
притяжения демократических и реалистических сил в идейно-литературной борьбе начала
столетия, но также и предметом повседневных острых споров. В то же время для
более поздних писателей, поколения Луи Арагона или Эрнеста Хемингуэя, творчество Толстого стало частью культурных
богатств, которые усваивались ими ещё в юные годы. В наши дни многие зарубежные
прозаики, даже не считающие себя учениками Толстого и не определяющие своего
отношения к нему, в то же время усваивают элементы его творческого опыта,
который стал всеобщим достоянием мировой литературы. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |