Четверг, 02.05.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

Лекция 2. Художественное своеобразие лирики В.В. Маяковского

      Поэт ворвался в русскую поэзию бунтующей личностью. 
Он уже в самых ранних своих стихах выражал общее сознание, коллективное мироощущение.          
 Раннее творчество Маяковского все острее наполняется проблемой создания иного поэтического мира.
В статье "Как делать стихи?" поэт писал: "Револю ция вы бросила на улицу корявый говор миллионов, жаргон 
окраин полился через центральные проспекты... Это — новая стихия языка» Как его сделать     
 поэтическим? Как ввести в разговорный язык поэзию и как вывести поэзию из этих разговоров?
"Понимая, что язык поэзии должен быть поэтическим, 
Маяковский открывает новое эстетическое качество языка, направленное на революцию, на обновление.
        Граждане!

               Сегодня рушится тысячелетнее "Прежде".

Сегодня пересматривается мнров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.

В центре художественного поэтического мира Владимира Маяковского — Человек. Лирическая личность поэта настолько грандиозна, что грандиозность становится господствующей чертой стиля поэта. Очень точно определил эту направленность Ю. Тынянов: "Маяковский возобновил грандиозный образ, где-то утерянный со времен Державина".

Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетннй.

Гиперболы, контрасты, развернутые метафоры — естественное выражение огромной лиричности личности. Нужна была необыкновенная 

поэтическая сила, чтобы удержать этот образ на высоте трагического.

Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!

Лирический герой Маяковского существует в напряженном противоречии личного и общего. Он резко индивидуален — вплоть до системы 

стиха. Систему эту современники, знавшие, слышавшие, видевшие Маяковского, воспринимали в ее слиянии с его обликом, голосом, манерой чтения.

Маяковский безошибочно узнаваем по любому фрагменту своих стихов. Все индивидуально: ритмика, рифма, метафора.

Стих Маяковского — декламационно-ораторский, в основе которого лежит интонационно-смысловой принцип. Для него характерна 

большая интонационная и смысловая самостоятельность слова. Эта самостоятельность слова, когда оно выступает в роли ритмической единицы, 

и определяет членение стихов Маяковского на малые доли, расположенные лесенкой.

Нами
    лирика
       в штыки
          неоднократно
                    атакована,
                            ищем речи
                                          точной
                                                  и нагой.

В стихах Маяковского один говорит за многих — и ему нужен общезначимый язык. Ранний Маяковский мыслил его как "язык улицы".

Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры.
Книгой времени
тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!

Маяковский, при всех требованиях сбросить Пушкина "с парохода современности", рано понял, что от бывшего ему не нужно отказываться, 

а нужно его переплавить. Поэтическим миром Маяковского с самого начала управляли очень определенные и очень традиционные для 

русского общественного сознания ценности революции и гуманизма (сочувствие угнетенным и обездоленным). А рядом вечные темы всех 

поэтов — творчество и великая любовь. Материалом для иносказаний Маяковского часто служит обыденное. Все ему нужное поэт может 

взять из действительности и поднять на высоту огромного напряжения. Одновременно ему присуща биографическая конкретность.

Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, —
ему уже некуда деться.

Вероятно, со времени Пушкина русская лирика не знала биографичности, введенной в столь прямой форме — с адресом не метафорическим, 

а настоящим:

Я живу на Большой Пресне,—
36, 24.

В поэтических произведениях Владимира Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой 

стиль написания стихотворения, то есть В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание 

тягостной атмосферы безысходности в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:

Лошадь на круп (пауза)

грохнулась (пауза – читатель заостряет свое внимание),

и сразу (пауза)

за зевакой зевака (пауза),

штаны пришедшие Кузнецким клешить (пауза),

сгрудились…

Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому важному. Состояние лошади

 передано через лексические художественные средства: глагол – грохнулась, существительное – на круп. Ощущение безысходности передано 

также и синтаксически, через особую разбивку строки.

В.В. Маяковский видел силу слова и пытался воздействовать на читателя через создание собственных авторских неологизмов – 

слов или словосочетаний, придуманных самим поэтом, они наиболее полно раскрывают суть поэтического замысла, передают оттенки авторской 

речи. В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» много самобытных авторских неологизмов: «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, привлекая внимание читателя: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Поэтическая лексика В.В. Маяковского-поэта всегда выразительна, в этом главное своеобразие его художественного творчества, например, солнце, златолобо, светило.

В поэтических произведениях используется такой фонетический прием, как звукопись. Таким образом, читатель не только представляет себе изображенную поэтом картину (большинство стихотворений Маяковского имеют сюжет), но и слышит то, что происходит. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» стук копыт умирающей лошади передан так:

Били копыта,

Пели будто:

– Гриб.

– Грабь.

– Гроб.

– Груб.

Здесь важно не лексическое значение слов, а сочетание звуков. По-новому звучат в поэзии В.В. Маяковского традиционные темы. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» тема бюрократизма раскрывается поэтом через смешение фантастики и реальности, создание гротескных ситуаций, когда люди

…на двух заседаниях сразу.

В день

Заседаний на двадцать

Надо поспеть нам.

Поневоле приходится разорваться.

До пояса здесь,

А остальное

Там.

В этом стихотворении используется и еще один особый художественный прием В. Маяковского: смешение разных языковых стилей. В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова. Например, в границах одного произведения находятся такие слова и выражения: Тео, Гукон (аббревиатуры начала двадцатого века) и старинная форма глагола орать – оря; неологизм того времени – аудиенция и архаизм – со времени она.

В своих статьях программно-манифестного харак­тера («Два Чехова», «Как делать стихи» и др.) Маяков­ский определяет новаторские черты своей поэзии и по­эзии футуристов:

— изменение метра (появление тонического акцент­ного стиха: ритм организуется речевой интонацией, а формально — приблизительным равенством количества ударных слогов; приближение языка и интонации стиха к разговорной речи);

— «изменение отношения слова к предмету — от сло­ва как цифры, как точного обозначения предмета, к сло­ву-символу и слову-самоцели» (например, Хлебников считал, что в древности, когда люди именовали мир, была связь между словом и обозначаемым им предме­том, с помощью новых слов он хотел воссоздать пра­язык, а для неологизмов Маяковского более характерна «устремленность в будущее»);

— изменение синтаксиса (взаимного «отношения слова к слову») — «быстреющий темп жизни» проложил дорогу от главного периода повествовательного предло­жения до «растрепанного синтаксиса»; коренным обра­зом меняется «темп» стихотворения, появляется «теле­графный» синтаксис ( «Телеграфной лентой лети, строфа!»);

— изменение лексики (словотворчество); к концу XIX в. уже преодолено понятие «поэтической» лексики, в поэзию вводятся слова различных групп и пластов (профессиональные, сленговые, бранные, архаические, диалектные, неологизмы и окказионализмы);

— изменение образности: слово сдвинулось «с мерт­вой точки списывания», в основе изображения лежат сложные ассоциативные метафоры, с помощью которых воссоздается работа подсознания и вскрываются архаи­ческие пласты мышления (память детства, историческая память человечества).

Итак, В.В. Маяковский создал собственный поэтический стиль, который сделал художественные произведения поэта своеобразными, неповторимыми.



 


Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0