Н.С. ГумилёвНиколай Степанович Гумилев (1886-1921) Гумилев учился в гимназии в Царском селе, где
директором был известный поэт Иннокентий Анненский, после окончания гимназии
уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбоне, изучает живопись, пишет стихи.
Из Парижа в 1907 году совершает первое путешествие в Африку, потом возвращается
в Россию, поступает в Петербургский университет. В 1910 году женится на
А.Горенко (Ахматовой), снова уезжает в Африку (в 1909 и 1910 гг.). Можно выделить три периода в его творчестве: первый
(1905-1910) – доакмеистический, второй (1911-1916) – раннеакмеистический,
(1917-1921) – позднеакмеистический. Его жизнь закончилась трагически, он был
расстрелян в 35 лет, в 1921 году. Первая книга стихов – «Путь конквистадоров» (которую
позднее не считал своей первой книгой), 1908 – «Романтические цветы», 1910 –
«Жемчуга», посвященную В.Б – учителю. Уже в первых сборниках обозначена тема
пути, чувствуется влияние Ницше, поэт видит себя магом, сновидцем,
жизнетворцем, способным претворить мечту в действительность. Сюжеты в
стихотворениях разворачиваются в экзотических ситуациях – в безднах, в пещерах,
подземельях, на берегу Нила и озера Чад, в Древнем Риме, Багдаде, Каире и т.д. Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. *** Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Часто встречается тема Дьявола-Люцифера («Пещера
сна», «За гробом», «Умный дьявол», «Баллада»), часты метаморфозы – лирический
герой превращается в ягуара. Тема страсти воплощается в сюжете – укрощения
дикого зверя. Лирическая героиня не верит в волшебный мир, петербургский
«туман» становиться для героини только одной возможной реальностью: «Но ты слишком
долго вдыхала тяжелый туман». Она верить не хочет во что-нибудь, кроме дождя.
На антиномии природного и цивилизованного мира построено много стихотворений:
героиня стихотворения «Озеро Чад» – негритянка, женщина-африканка, полюбила
белого человека, бежит с ним, он бросает женщину в Марселе, она пляшет
обнаженной перед пьяными матросами. Очень часто герои – выдающиеся люди прошлых
эпох – Помпей, Беатриче, Каракалла, Семирамида, Одиссей, Агамемнон, они все
отстаивают свое право на выбор, вплоть до права – «самому выбирать себе смерть»
(«Выбор»). Часто герои его стихов – лидеры, покорители пространства, искатели
новых земель, архитипический мотив сборника – мотив пути. Путь – это и
преодоление географического пространства, и путешествие в глубины истории (Одиссей,
Капитаны), преодоление ограниченности человеческой жизни. Будь капитаном! Просим! Просим! Вместо весла вручаем жердь... Только в Китае мы якорь бросим, Хоть на пути и встретим смерть! Сюжеты странствия, образы странников, образы,
заимствованные из античной и библейской мифологии, даже из мировой литературы
(Гомер, Данте, Рабле, даже Иисус Христос – странник). «Капитаны» – центральный
цикл в «Жемчугах» – это классическая неоромантическая лирика – старые форты,
таверны, страны, куда не ступала людская нога, но у Капитанов – отсутствие
цели. Второй период творчества (1911-1916) – новый этап.
Поэт меняет свое отношение к символистскому искусству, он стал искать новых
путей в искусстве. В 1911 году был создан «Цех поэтов», в манифестах которого
декларировались «самоценность» каждой вещи, не символ, а живая реальность где
все «весомо», все плотно. Эта установка на целостность мира отразилась в новых
книгах Гумилева: «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916). В 1913 году поэт
возглавил экспедицию в Африку, был в Абессинии, где собирал фольклор,
знакомился с жизнью африканских племен. В 1914 году Гумилев уходит добровольцем
на фронт, он награжден двумя Георгиевскими крестами, но не забывает о
творчестве, пишет пьесы, очерки. В этих книгах особенно отчетливо изменяется образ
лирической героини: «Она», «Из логова змиева», «У камина», «Однажды вечером».
Между героями скрытое противоборство, а победительницей всегда выходит женщина,
это не «поединок роковой» а поединок воль, характеров. «У камина» – герой
рассказывает о своих экзотических путешествиях, когда он ощущал себя чуть ли не
богом, и неожиданный финал: «И, тая в глазах злое торжество / Женщина в углу
слушала его». Герой Гумилева не слаб, но подобная развязка часто встречается в
стихах. «Маргарита», «Отравленный» – новый тип стихотворения, построенный по
новеллистически-балладному принципу. Меняется и сам лирический герой, если
раньше герой свой путь отождествлял с путем сверхлюдей ницшеанского типа, то
теперь он пытается понять современную жизнь, она стала его «единой отрадой»: «Я
вежлив с жизнью современной». В стихотворении «Я верил, я думал» герой делает
вывод, что его прежний путь как покорителя «вершин, морей» может привести к
пропасти, к падению в бездну. Выход из этой ситуации Гумилев видит в обращении
к восточному миросозерцанию, принимает слияние «всего со всем»: «И вот мне
приснилось, что сердце мое не болит, / Оно – колокольчик фарфоровый в желтом
Китае на пагоде пестрой... Висит и приветно звенит / В эмалевом небе, дразня
журавлиные стаи». Интерес к Востоку сохраняется надолго; поэт даже создает
книгу вольных переводов, подражание древнекитайским поэтам: «Фарфоровый
павильон». Эта размышления прервала война 1914 года. Лирический герой Гумилева
обрел себя, его путь стал предначертанным. Это ярко отразилось в «Пятистопных
ямбах»: «И в реве человеческой толпы / В гуденье проезжающих орудий, В
немолчном зове боевой трубы / Я вдруг услышал песнь моей судьбы / И побежал,
куда бежали люди». В сборнике «Колчан» отражена история России, военные
впечатления, личная судьба поэта: Та страна, что могла быть раем, Стала логовищем огня, Мы четвертый день наступаем, Мы не ели четыре дня. Но не надо яства земного, В этот страшный и светлый час, Оттого что Господне слово Лучше хлеба питает нас. –
его credo стали слова: Золотое сердце России Мирно бьется в груди моей. Третий период представлен сборниками: «Костер»
(1918); «Шатер» (1921, вся книга посвящена Африке); «Огненный столп» (1921,
название книги имеет сложный подтекст, так называется один из символов Будды). Современность, события 1917-1920 годов Гумилев
трактует как стихийный взрыв, несуший в себе зерна хаоса и демонизма. Для
объяснения этих разрушительных процессов он обращается к древнерусской истории
и мифологии: «Змей» – ключ к проблематике всего сборника; «Змей крылатый» – из
фольклора – прятался в саду полночью майской, он похищает ночью девушек, но ни
одна не была в его дворце, они умирают в пути, и «тела я бросаю в Каспийское
море», в роли змееборца появляется Вольга (в фольклоре был Добрыня), ведь именно
Вольга в фольклоре охранял Святую Русь от иноверческих набегов. В этом
стихотворении угроза национальной и государственной целостности перенесены в
прошлое, а в стихотворении «Мужик» описано то страшное настроение, которое
связано с появлением в России Распутина – Антихриста: В диком краю и убогом Много таких мужиков, Слышен по вашим дорогам Радостный гул их шагов. Стихотворение «Я и вы» – пророчество, предвидение,
каких много в творчестве Гумилева: И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще. В «Эзбекие» – описан большой каирский сад, а герой
был измучен женщиной, он хотел уйти из жизни, но эта красота, этот сад
позволили ему вдохнуть вкус жизни, он восклицает: «Выше горя и глубже смерти –
жизнь». В «Огненном столпе» (сборник вышел в августе 1921 г., когда Гумилев был
уже арестован) появляется новое понимание личности. В стихотворении «Память»
автор пересказывает свою жизнь, свои переживания, он хотел стать богом и царем,
«Но святой Георгий тронул дважды / Пулею нетронутую грудь», теперь он не знает,
как кончится его жизнь: «Крикну я ... но разве кто поможет, чтоб моя душа не
умерла?». Автора в последней книге все время занимает вопрос о значении его как
поэта, о его конце, о его отношениях с читателями: «Мои читатели». Сила его
пророческих видений особенно наглядна в стихотворении «Заблудившийся трамвай»,
которое интерпретируется по-разному. Трамвай появляется внезапно, он летит по
«трем мостам», уносит поэта «через Неву, через Нил и Сену», они «обогнули
стену» и «проскочили рощу пальм». Смещение времени и пространства, соединение
всех воспоминаний – следствие того, что трамвай «заблудился в бездне времен».
Смещение ориентиров вызывает появление образов умерших: И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик – конечно, тот самый, Что умер в Бейруте год назад. Литературные герои предстают как реальные
действующие лица, смерть которых вызывает острую боль. Нарушение связей
приводит к тому, что действие перенесится в 18 век: Как ты стонала в своей светлице, Я же с напудренной косой Шел представляться к Императрице, И не увиделся вновь с тобой. Машенька – имя героини, не ясно, что за образ, вроде
бы из «Капитанской дочки» Пушкина, но опять все не так просто. В этом произведении
все нереально, а вопрос «Где я?» остается без ответа: «видишь вокзал, на
котором можно / В Индию Духа купить билет?». Здесь есть и совершенно страшные и
пророческие образы: Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают. и
голова аврора «лежала вместе с другими / Здесь в ящике скользком, на самом
дне». Поэт видит и прошлое и настоящее: причудливый ландшафт Петербурга с
Медным всадником, реминисценции, воспоминания, образы из русской и мировой
литературы, философское начало в поэзии. Гумилев считал «Заблудившийся трамвай» мистической
поэзией; его прозрения связаны с его размышлениями о духовной судьбе России.
Стихотворения заканчивается мотивом церковного отпевания самого себя как
умершего и признанием: «Трудно дышать и больно жить». Как в прозе, так и в стихах Гумилева прошлое,
настоящее и будущее представлено в виде «потока сознания», скрещиванием и
переплетением психических состояний. Поэт назвал его «галлюцинирующим
реализмом; сплавом в единой картине состояние сознания и состояние мира». В последних произведениях Гумилева расширяется
культурно-временное пространство. Для объяснения разрушительных процессов
1914-1920 годов он обращается к древнерусской истории и мифологии. Причины
русской – «мужичьей» революции он осмысливает в духе гротеска, фантасмагории, а
революционный бунт поэт связывает с возрождением дохристианского, языческого
начала (см. стих. «Мужик»). В поисках сил, способных усмирить «стихийную
вольницу», Гумилев обращается к историческому прошлому России, в нем он находит
аналогичные ситуации «смутного» времени, разброда – казнь Гришки Отрепьева,
появление «двойников». Пытаясь осмыслить перелом в своей собственной судьбе,
как оказалось, связанной со всеобщей судьбой, Гумилев обращается к «родовым
истоком», ищет родовую, коллективную память – «Прапамять». Мотив «прапамяти»
проецируется одновременно на несколько философско-мифологических теорий, но
главное – поиски своей духовной родины и своего истинного «я»: И понял, что я заблудился навеки В слепых переходах пространств и времен, А где-то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |