Упражнения по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»Упражнение 1.Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание. 1) Ветер дул с такой силой, что ... .
Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения. Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.
Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.). Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.
Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия. 1) Мы должны учиться, чтобы ... .
Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели. С какой целью рыхлят почву вокруг растений? Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным цели.
Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие — только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. 1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач)
Рассмотрите следующие примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. 1) Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г.Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (Я. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков)
Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими. 1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (?. Долматовский) Найдите безличные предложения в составе сложноподчинённых. Укажите, чем выражен главный член в таких предложениях.
Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения. Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из высказываний о языке. 1) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 2) Будет величайшим преступлением перед культурой перед человечеством если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К. Паустовский) 3) Местное слово может украсить и обогатить язык если оно образно благозвучно и понятно. (К. Паустовский) 4) Любое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. (В. Овечкин)
Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме сложноподчинённых предложений с придаточным условия. 1) При каком условии два однородных члена предложения не разделяются запятой?
В соответствии с данной схемой преобразуйте сложноподчинённые предложения с придаточными цели в сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании. (Чтобы ...), [ ... ]. - (Если ...), [ ... ]. Раскрывая свои кулинарные секреты, запишите несколько сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и распределяя сложноподчинённые предложения с придаточными условия на две группы: предложения с реальным условием; предложения с желаемым, возможным или предполагаемым условием. Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы. Определите, в каком наклонении употребляются глаголы в предложениях первой и второй групп. 1)Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещёный мир приготовила б я пир. (А.Пушкин) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А. Пушкин) 3) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И. Крылов) 4) Коль скоро вы сами отворачиваетесь от нас и презираете благодетелей то уж не гневайтесь. (А. Островский) 5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном. (К. Федин) Определите стилистический характер употреблённых в предложениях подчинительных союзов со значением условия и распределите их на три группы: а) союзы, употребляемые во всех стилях речи; б) союзы книжные (включая книжно-архаические); в) союзы разговорные (включая разговорно-просторечные). Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных, ставя вопросы. Какое из придаточных является обстоятельственным и почему? 1. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. (А Пушкин) 2. Родина слыш..т Родина знает где в облаках её сын пролетает. (?. Долматовский) 3. Там где небо встретилось с землёй горизонт родился молодой. (М. Светлов)
Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, запишите сложноподчинённые предложения с придаточным места. Обозначьте грамматические основы, составьте горизонтальные схемы. Проведите орфографический и пунктуационный анализ предложений. Используя данные примеры, установите, с помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное места к главной части сложноподчинённого предложения. 1) Где светлый ключ(?) спускаясь (в)низ по серым камням точит слёзы ползут на ч..рный к..парис гроздями пурпурные розы. (А. К. Толстой) 2) Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож(?) густая. (А. Майков) 3) (Н..)(в)каком покр..вительстве сосна (н..)нуждае(тся, ться) р..стёт там где (н..)кто (н..)может р..сти. (М. Пришвин) 4) И куда (н..)взглянеш(?) осв..жё(н, нн)ым взором (ото)всюду веет тиш..ю да пр..стором. (А. Апухтин) 5) Повсемес..но где только лес был (по)реже лежали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света. (В. Катаев)
Спишите, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточныхсложноподчинённых предложений. 1) Смелый там найдёт где робкий потеряет. 2) Откуда дым оттуда и огонь. 3) Куда ветер дует туда и тучи несутся. 4) Откуда ветер оттуда и дождь. (Пословицы)
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений. Установите вид придаточных, которые присоединяются к главному с помощью союзного слова (местоименного наречия) где. Сделайте вывод. 1) Меж гор лжащих (полу)кругом пойдём туда где ручеёк в..ясь б..жит зелёным лугом к реке сквозь липовый лесок. (А. Пушкин) 2) В безмолвный терем вход..т он где дремл..т чудным сном Людмила. (А. Пушкин) 3) Где (не)когда всё было пусто голо теперь младая роща разр..слась. (А. Пушкин) 4) Онегин добрый мой пр..ятель родился на брегах Невы где может быть родились вы или бл..стали мой читатель. (А. Пушкин) 5) Умолк аул где бе..заботно (н..)давно слушали певца. (М. Лермонтов) 6) Мой дом везде где есть небесный свод. (М. Лермонтов) 7) Вчера я шёл по зале осв..щё(н, нн)ой где так д..вно встречались мы с тобой. (А. Фет) 8) (Н..)когда (н..)знаешь где найдёшь настоящее слово. (К. Паустовский) 9) На горах под м..телями где лишь ели одни веч(?)но зелены сел орёл в тень под елями. (Я. Полонский)
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Установите виды придаточных. Назовите устаревшие слова, которые являются подчинительными союзами со значением времени. Найдите обособленные члены предложения, определите их вид и условия обособления. 1) Когда же ю(н, нн)ости м..тежной пришла Евгению пора пора н..дежд и грусти нежной monsieur прогнали со двора. 2) Едва р..дела ночи мгла Людмила к водопаду шла умы(тся, ться) хладною струёю. 3) Как я любил его сп..койный вид когда душой в мнувшем погружё(н, нн)ый он летопись свою в..дёт. 4) Как наеш(?)ся ты своей полбы соб..ри(ка) с чертей оброк мне полный. 5) Сей бл..годатной бородой (не)даром Черномор украш..н. Доколь власов её седых вр..ждебный меч(?) (не)перерубит (ни)кто из вит..зей лихих (ни)кто из смертных (не)погуб..т малейших замыслов моих. 6) Пока (не)требует поэта к св..ще(н, нн)ой жертве Аполлон в з..ботах суетного света он малодушно погруж..н... Но лишь божестве(н, нн)ый глагол до слуха чуткого к..снё(тся, ться) душа поэта встр..пенё(тся, ться) как пробудивш..йся орёл. 7) Надев широкий боливар Онегин едет на бульвар и там гуля..т на просторе пока (не)дремл..щий брегет (не)прозвонйт ему обед. (А. Пушкин)
Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вместо пропусков вставьте слово заводной или заводской в нужных формах. Составьте схемы сложноподчинённых предложений, обозначьте союзы, определите вид придаточных. 1) Он и сей(час) когда ему уже под сем..десят ост..вался всё таким(же) весёлым ... (не)унывающ..м человеком. 2) Как только мы ок..зались на пр..горке возникли (не)уклюжие ... строения и (не)большие домики на м..нер (железно)дорожных — для служ..щих. 3) Пока Смолин нах..дился дома мы в м..газине перед самым закрытием сумели купить д..тям ... авт..мобильчик.
Объясните различие в лексическом значении слов причина, следствие. Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов. Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения: а) причины; б) следствия. Приведите примеры сложноподчинённых предложений с данными союзами.
Упражнение 21. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Обоснуйте свою точку зрения. Проиллюстрируйте текст примерами из художественной литературы, из учебников по разным школьным предметам. Из всех союзов, которыми присоединяются придаточные предложения причины к главному, только союз потому что стилистически нейтрален. Союз так как имеет оттенок книжности. Близок к нему и союз поскольку, но он встречается гораздо реже. Книжный союз ибо употребляется в научной и публицистической речи и имеет оттенок приподнятости. Союз затем что имеет архаическую окраску и в современном русском языке употребляется редко. Союз благо характерен для разговорной речи. А сложные союзы и союзные сочетания оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что почти целиком относятся к книжной речи делового типа. Все причинные союзы допускают взаимную замену, но отличаются друг от друга стилистическими оттенками. Придаточные, присоединяемые союзами ибо, благо, потому что, помещаются только после главной части. Все остальные могут находиться как впереди главного, так и после него.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки. Определите вид каждого сложноподчинённого предложения. 1) Меня лечил полковой ц..рюльник ибо в крепости другого лек..ря (не) было. (А.Пушкин) 2) (От) того я пр..смирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. (А. Пушкин) 3) Его не было дома (по) чему я и оставил записку. (А. Пушкин) 4) Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза. (М. Лермонтов) 5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в особе(н, нн)ости (от) того что Денисов восторгался её пением. (Л. Толстой) 6) Погода была холодная ветре(н, нн)ая так что сугробы нам..ло выше окон. (Л. Толстой) 7) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Толстой) 8) Родиной зовём мы нашу страну (по) тому что в ней р..дились. (К. Ушинский) 9) (Во) время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (от) чего и образовалась яма. (А.Чехов) 10) Такая густая тр..ва р..ела только по берегам озера (по) тому что здесь было достаточно влаги. (Д. Мамин-Сибиряк) 11) Сразу же за рекой от самой воды поднимались скалистые горы так что взгляд н.. мог брать (в) даль и (в) ширь но только (в) верх. (В. Солоухин)
Преобразуйте каждое сложносочинённое предложение либо в сложноподчинённое предложение с придаточным причины (главная часть обозначает следствие, а придаточная — причину), либо в сложноподчинённое предложение с придаточным следствия (главная часть обозначает причину, а придаточная — следствие). ОБРАЗЕЦ. Неожиданно раздался резкий гудок автомобиля, и по ущелью пронеслось горное эхо. — По ущелью пронеслось горное эхо, так как неожиданно раздался резкий, гудок автомобиля. 1) После полудня поднялся сильный ветер, и тонкие стволы осин тревожно застонали. 2) Пчела-труженица села на цветок, и он слегка покачнулся. 3) Лучи солнца пронизывали обнажённый лес, и каждый листочек был хорошо виден. 4) Первые капли дождя упали на асфальт, и мы поспешили укрыться под навес.
Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте каждое предложение и составьте горизонтальные схемы. Выполнив задание, сделайте вывод. 1) Куда (бы) путник (н..) сп..шил всегда усердную молитву он у ч..совни приносил. (М. Лермонтов) 2) Хотя было ещё рано но ворота оказались запертыми. (В. Короленко) 3) Раскольников молчал и (н..) сопротивлялся (не) смотря на то что чу(?)ствовал в себе достаточно сил приподняться. (Ф.Достоевский) 4) Ему уже (не) было страшно хотя гром тр..щал (по) прежнему. (А.Чехов) 5) Пусть роза сорва(н, нн)а она ещё цветёт. (С.Надсон) 6) Пускай умру я должен ей помочь. (А. Блок) 7) Пусть себя он не прославил сделал он себя сильней. (А. Твардовский)
Запишите предложения в соответствии с нормами пунктуации. Сравните предложения и установите, какие из них являются сложноподчинёнными с придаточным уступительным, а какие — простыми с обособленными членами. Составьте схемы предложений. 1) Несмотря на значительное уменьшение расходов доходы Григория Ивановича не прибавлялись. (А. Пушкин) 2) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны. (М. Горький) 3) Несмотря на то что у меня не было ни одной свободной минуты я вёл нечто вроде дневника. (В.Каверин) 4) Несмотря на ранний час все улицы были полны народа. (В. Катаев)
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Установите, какие виды придаточных присоединяет слово что. Определите, в каких случаях оно является союзом, а в каких местоимением (союзным словом). Сделайте вывод. 1) А Варвара так оторопела что не могла подняться с места. 2) А мысли были всё те же что в прошлую ночь однообразные ненужные неотвязчивые. 3) Я должен предупредить вас что в этом лесу охота воспрещается. 4) Вообще он был неразговорчив и любил скрипку быть может потому что во время игры можно было молчать. 5) Мне стало жутко от мысли что я останусь один раздражённый недовольный собой и людьми. 6) В доме что напротив затихла музыка.
Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид сложноподчинённых предложений. Составьте схемы этих предложений. 1) Когда пьёшь воду помни об источнике. 2) Когда на небе солнце звёзд не видно. 3) Когда взбираешься на гору назад не делай ни шагу. 4) Когда дрова горят тогда и кашу варят. 5) Молодость и здоровье ценят тогда когда они уходят. 6) Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы.
Прочитайте и запишите текст. Определите его тему. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите виды придаточных предложений. Но не было во всей мировой литературе столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано: Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет, А между тем имя его стоит в ряду величайших русских поэтов, вслед за именем Пушкина. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |