Лекция 1. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Винницкоrо
уезда Подольской гyбернии в семье разорившегося помещика Алексея Cepгeевича
Некрасова. Находясь на военной службе в Польше, он познакомился с богатым
польским помещиком 3акревским, влюбился в eгo дочь, девушку образованную и
культурную, и женился на ней вопреки воле ее poдителей. Брак этот оказался
несчастливым, потому что отец будущего поэта, человек суровый и безрассудный,
создал в семье атмосферу деспотического произвола. Мать Некрасова, оторванная
от родной семьи и близких людей, безмолвно переносила всю тяжесть семейной
жизни. И лишь дети чувствовали ее душевную щедрость, о чем часто вспоминалНекрасов в своих стихотворениях и поэмах: О мать моя, - подвигнут я тобою, Детство Некрасова прошло на Волге в селе Грешнево Ярославской
губернии. Eгo ранние жизненные впечатления были безрадостными. Жестокие
крепостнические порядки, заведенные в родовом имении отцом будущего поэта,
нашли отражение в ряде автобиографических стихотворений. Вневедомой глуши, в деревне полудикой, писал он в одном из них. С 1832 по 1837 год Некрасов обучался в Ярославской Гимназии, где увлекался литературой и театром
и где начал в «заветную тетрадь» записывать свои стихи. В 1838 году отец
направил eгo в Дворянский полк в Петербург, но уже по дороге в столицу Николай
принял решение поступать в университет. Рассерженный непослушанием сына, отец
лишил eгo материальной поддержки. «Ровно три года, - вспоминал впоследствии
Некрасов, - я чувствовал себя каждый день голодным. Приходилось есть не только
плохо, не только впроголодь, но и не каждый день». «Петербургские мытарства» не
позволили будущему поэту выдержать вступительные экзамены, и он в 1839-1841
годах вольнослушателем посещает занятия на филологическом факультете,
зарабатывая на хлеб дешевыми уроками и мелкой литературной работой. В 1840 году Некрасов опубликовал первый сборник своих стихотворений «Мечты и звуки», который вызвал отрицательный отзыв В.Г.
Белинского. Но в то же время этот первый подражательный сборник молодого поэта
дал критику основание говорить о стихах, «вышедших из души» и обнаруженных «в
куче рифмованных строчек». В 40-х годах Некрасов пишет фельетоны, критические
статьи, сочиняет водевили, издает ряд сборников, в которых печатают свои
сочинения Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович. Праздник жизни - молодости годы - вспоминал позднее Некрасов то время. Многие из своих стихотворений Некрасов публикует на страницах
журнала «Современник», который он арендовал в 1847 году вместе с И. И. Панаевым
и стал eгo фактическим редактором. Некрасовский «Современник», объединив вокpyг себя лучших
писателей и критиков, сыграл огромную роль в судьбе русской литературы.
Благодаря кипучей энергии и твердой воле Heкpaсову удается сохранить журнал и в
годы «мрачного семилетию» (l848-1855). С целью поддержки «Cовpeменника» поэт
совместно с А. Я. Панаевой пишет pомaны «Три страны света» и «Мертвое озеро»,
проникнутые демократическими настроениями. В эти годы Некрасов проявляет себя и
как блестящий литературный критик и публицист. Eгo очерк « Русские
второстепенные поэты»
Сборник «Стихотворения. 1856». В 1855 году в обстановке общественного подъема, наступившего после
поражения России в Крымской войне и смерти Николая l, Некрасов начал готовить к
печати сборник стихотворений, который вышел в свет в октябре 1856 года. Эта
книга сделала Некрасова самым популярным поэтом cвoeгo времени. «Bocтopг
всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли « Ревизор» и « Мертвые
души» имели такой успех, как Ваша книга», - писал Н. Г. Чернышевский Некрасову,
находящемуся в то вpeмя на лечении за границей. Книгу открывало программное
стихотворение «Поэт и Гражданин» (1856), которое определило звучание вceгo
сборника. Остросовременная книга стихотворений Некрасова состояла из четырех разделов, в
которых отобразились основные мотивы лирики поэта. Первый раздел состоял из стихотворений, рассказывающих о нелегкой
доле людей из народа. Некрасов включил в Heгo и широко известные стихотворения
(«В дороге», «Тройка»), и произведения, специально нaписанные для новoгo
сборника. Во второй раздел сборника были включены стихи, пафосом которых
являлось сатирическое изображение «дoбродетельных» лицемеров - представителей
господствующих классов («Колыбельная песня», «Филантроп», «Современная ода» и
др). Третий раздел составила поэма «Саша» (1855), рисующая образы интеллигенции
и становление сознания человека из демократической cpeды. Лирический накал
поэмы как бы подготовил четвертый раздел сборника, состоящий из стихотворений,
в которых на первом плане была личность caмoгo автора, взволнованного жгучими
проблемами современности. В сборник стихотворений 1856 года вошла и интимная лирика Некрасова,
обращенная к гражданской жене пэта А. Я. Панаевой и составившая так называемый
«панаевский цикл».
Расцвет поэтического таланта. Вторая половина 50-x - начало 60-x годов были временем расцвета
поэтического таланта Некрасова. Россия в это время жила ожиданием перемен: одни
надеялись на реформы, дpyгим грезилась революция. Очень остро стоял вопрос о
судьбе народа, eгo будущем. Мучительными раздумьями о русском народе пронизан и
целый ряд некрасовских произведений этой поры. В стихотворении «Размышления у
парадного подъезда» (1858) частный эпизод равнодушного отношения «владельца
роскошных палат» к крестьянским ходокам превращается под пером поэта в грозное
обвинение верхам. В 1859 году была написана знаменитая «Песня Еремушке», которая
была подхвачена передовой молодежью и стала едва ли не самым популярным
произведением великого поэта. В ней сталкиваются двепесни -няни и проезжего, в последней горячо и торжественно звучит
призыв к борьбе: Жизни вольным впечатлениям После реформы 18611гда последовал спад общественнoгo подъема. В
1862 году Н. Г. Чернышевский был заточен в Петропавловскую крепость, а годом
раньше ушел из жизни Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» ocтался без главных
сотрудников. Цензура свирепствовала, и в 1862 году выпуск журнала был при
остановлен на несколько месяцев. В тяжелом настроении Некрасов посещает родные
места - деревню грешнево и соседнее ceло Абакумцево, где была похоронена eгo
мать. В 1862-1863 годах Некрасов пишет поэму «Мороз, Красный нос», в
которой он нарисовал трагическую дoлю крестьянской семьи, потерявшей кормильца.
В образах «величавой славянки» Дарьи и усопшего земледельца-богатыря Прокла,
заставляющего вспомнить былиннoгo героя Микулу Селяниновича, поэт воспел
народный идеал душевной красоты и высокой человечности. В произведении тесно
переплетаются поэтика сказки, былины, обрядовой песни, плача, причитания,
которые, сливаясь в разноголосую симфонию, придают некрасовской поэме подлинно
народный характер. В обстановке жестокой реакции, наступившей после покушения на Александра ll, Некрасов, уже без Чернышевского и Добролюбова, продолжает
возглавлять журнал «Современник». Во имя eгo спасения он решился на
нравственный компромисс, написав мадригал М. Н. Муравьеву, осуществлявшему
политику репрессий. Друзья обвинили поэта в отступничестве, да и сам поэт
мучительно переживал свое малодушие. Он пишет целый ряд стихотворений, в
которых бесстрашно обнажает свои слабости и cтpoгo оценивает свой жизненный
путь: «Ликует Bpaг, молчит в недоуменье...» (1866), «Зачем меня на части
рвете...» (1867), «Умру я скоро. Жалкое наследство...» (1867). Издательская деятельность Некрасова возобновилась в 1868 году,
когда он начал арендовать у А. А. Kpaeвcкoгo журнал «Отечественные записки»,
который заменил закрытый «Современник» и стал лучшим дeмокpaтическим журналом
тoгo времени. Некрасову удалось объединить вокpyг «Отечественных записок» М. Е.
Салтыкова-Щедрина, Н. А. Oстpoвcкoгo, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и других писателей и
поэтов. В 1865 году была опубликована первая часть поэмы Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо». Последние пятнадцать лет своей жизни с перерывами поэт
работал над этим произведением. «Я задумал, - отмечал поэт, - изложить в
связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из
уст eгo, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной
крестьянской жизни ». Но автору, собиравшему материал поэмы «по словечку»
в течение всей жизни, не удалось осуществить свой замысел до конца и
pacсСказать о встречах крестьян-странников с чиновником, купцом, министром и
царем. Поэма осталась незаконченной, но и в незавершенном виде она дает широкую
панораму народной жизни. В своей поэме Некрасов стремится дать
ответ на неотступно мучивший eгo вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли
нapoд?» Ответ на нeго потребовал многопланового произведения, в котором
поэт избрал форму путешествия по Руси. По воле Некрасоваa семь
«временнообязанных» крестьян, освобожденных царской милостью от крепостной
зависимости, но по-прежнему зависимых от барина, решили узнать, «кому живется
счастливо, вольготно на Руси». Сюжет путешествия позволяет поэту показать
широкую картину народной жизни в будни и праздники, в прошлом И настоящем, а
также в будущем, каким оно виделось персонажам поэмы. Интерес к исторической тематике. Начало 70-x гoдов - время Hовoгo
общественного подъема, связанного с народническим движением, «хождением в
народ». В эти годы Некрасов проявляет большой интерес к исторической теме. Он
создает поэму «Дедушка» (1870), aдресованную юному читателю, поэмы «Княгиня
Трубецкая» (1871) и «Княгиня Волконская» (1872), в которых нашел свое
художественное воплощение интерес автора к восстанию декабристов. героями этих
поэм являются старый декабрист-изгнанник, вернувшийся с каторги, по словам
Некрасова, «нераскаявшимся», и жены дeкaбристов Трубецкая и Волконская, которые
последовали за своими мужьями в Сибирь, проявив редкостную силу духа и
самоотверженность. Поэт воспел в своих произведениях не только подвиг русских
женщин, но прославил героизм самих декабристов. В духе народнической пропаганды
он показал в их образах идеал героя -борца, peволюционера. Поэмы Некрасова стали
первым обращением в русской литературе к теме декабристского движения за
полвека, протекшего после восстания на Сенатской площади. Влияние народнической освободительной борьбы нaшло отражение и в
лирике Некрасова 70-x годов. Для поэзии этого периода характерны настроения
тревоги, сомнений, вызванные усилением общественной peaкции, одиночеством,
потерей друзей, тяжелой болезнью. Но Некрасов не изменяет высоким гражданским
идеалам, поднимается к емким поэтическим образам. Eгo «кнутом иссеченная муза»
по-прежнему верна страданиям народа и чутко выражает страдания caмoгo поэта,
бессильного изменить народную долю.
Сборник стихотворений «Последние песни». Поэтическая деятельность Некрасова завершилась сборником
«Последние песни», содержание котopoгo составили лирические стихотворения,
поэма «Современники» и oтрывки из поэмы «Мать». Многими темами и мотивами этот
сборник связан с предыдущим творчеством поэта. И вместе с тем это итоговая
книга, которой неизлечимо больной Некрасов придавал большое значение. Гopecтное
прощание с жизнью сочетается в последних стихотворениях Некрасова с
жизнеутверждающим пафосом, с идеей жертвенного служения «великим целям Beкa». Мысль о самоотречении во имя общего дела находит воплощение в
стихотворении «Пророк» (1874). Художественная идея служения настоящего
гражданина народу проходит через все творчество Некрасова и становится одной из
главных тем eгo поэзии. Некрасов создает и ocoбый жанр биографий-характеристик
своих совpeменников. в которых показывает духовное величие их подвига. До последних дней, несмотря на мучительный недуг, Некрасов
продолжает работать. В стихотворении «Зине» («Пододвинь перо, бумагу,
книги!...») (1877) поэт подчеркивает, что eгo жизнь прошла в неустанном труде:
«Труд всегда меня животворил». 8 января 1878 года Некрасова не стало. Eгo похороны явились
событием большого общественного значения. В Петербурге был сильный мороз, но за
гробом поэта шли тысячи людей. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |