В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»Варлам Тихонович Шаламов родился в семье священника, известного в Вологде церковного и общественного деятеля Тихона Николаевича Шаламова, также происходившего из потомственной священнической семьи. Учился в Вологодской гимназии. В юности увлекался идеями народовольцев. О том, чем обернулась революция для их семьи, неоднократно подвергавшейся гонениям, писатель вспоминает в «Четвертой Вологде». В 1924 Шаламов уехал из родного города. Два года работал дубильщиком на кожевенном заводе в Сетуни, а в 1926 поступил на факультет советского права Московского государственного университета, принимал активное участие в политической и литературной жизни столицы.19 февраля 1929 арестован и заключен в Бутырскую тюрьму за распространение знаменитого «Письма к съезду» Ленина. Был приговорен к трем годам заключения в Вишерском отделении Соловецких лагерей особого назначения. В 1932 вернулся в Москву, где снова продолжил литературную работу, занимался журналистикой, сотрудничал в ряде небольших профсоюзных журналов («За овладение техникой» и др.). В №1 журнала «Октябрь» опубликован один из первых рассказов Шаламова «Три смерти доктора Аугустино». В январе 1937 снова арестован и приговорен к пяти годам Колымских лагерей, а в 1943 еще к десяти — за антисоветскую агитацию (назвал писателя И. Бунина русским классиком). В 1951 Шаламов был освобожден, но выехать с Колымы не мог, работал фельдшером близ Оймякона. В 1953 поселился в Калининской области, работал два с половиной года агентом по техническому снабжению на торфопредприятии, а в 1956 после реабилитации вернулся в Москву. Некоторое время сотрудничал в журнале «Москва», писал статьи и заметки по вопросам истории культуры, науки, искусства, публиковал стихи в журналах. В 1961 выпустил в издательстве «Советский писатель» первый поэтический сборник «Огниво», затем вышли еще несколько. Главные же произведения Шаламова — «Колымские рассказы» — распространялись в самиздате. 23 февраля 1972 года в «Литературной газете» было напечатано письмо Шаламова, где он протестовал против публикации за рубежом его рассказов, многими воспринятое как его отречение. В 1978 в Лондоне впервые вышел на русском языке большой том «Колымских рассказов».В мае 1979 Шаламов переехал в дом инвалидов и престарелых, откуда в январе 1982 был насильно отправлен в интернат для психохроников, простудился по дороге и вскоре скончался. Варлам Шаламов - один
из самых великих русских писателей 20-го столетия, человек несгибаемого
мужества и ясного, пронзительного ума. Он оставил после себя поразительное по
глубине и художественности наследие – «Колымские рассказы», рисующие
безжалостно правдивую и пронзительную картину жизни и человеческих судеб в
сталинском ГУЛАГе. «Колымские рассказы» стали для Шаламова попыткой поставить и
решить самые важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не
могут быть разрешены на ином материале. Это, прежде всего, вопрос о
правомерности борьбы человека с государственной машиной, о возможности активно
влиять на свою судьбу, о путях сохранения человеческого достоинства в нечеловеческих
условиях. Трудно даже представить, какого душевного напряжения стоили Шаламову
эти рассказы. Он как бы многократно заново вызывал к жизни призраки жертв и
палачей. Художественно-конкретные, документальные рассказы Шаламова напоены
мощной философской мыслью, которая придает им особую интеллектуальную емкость.
Эту мысль невозможно запереть в барак. Ее духовное пространство составляет все
человеческое бытие. Удивительным качеством «Колымских рассказов» является их
композиционная целостность при кажущейся на первый взгляд несвязности сюжетов.
Колымская эпопея состоит их 6 книг, первая из которых так и называется – «Колымские
рассказы», а к ней примыкают книги «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки
преступного мира», «Воскрешение
лиственницы», «Перчатка», или «КР-2».Книга Колымские рассказы состоит из 33
рассказов, стоящих в строго определенном, но не хронологическом порядке. Этот
порядок позволяет увидеть сталинские лагеря как живой организм, со своей
историей и развитием. И в этом смысле «Колымские рассказы» представляют собой
не что иное, как роман в новеллах, несмотря на многочисленные заявления самого
автора о смерти в ХХ веке романа как литературного жанра. Рассказ ведется
постоянно от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая
под разными фамилиями (Андреев, Голубев, Крист), предельно близок к автору. Его
кровная причастность к описываемым событиям, исповедальный характер
повествования ощущается везде. Если читать «Колымские рассказы» не по
отдельности, а целиком, как роман, они производят наиболее сильное впечатление.
Они показывают кошмар нечеловеческих условий так, как его только и можно
показать - без нагнетания чувствительности, без психологических изысков, без
лишних слов, без стремления поразить читателя, сурово, лаконично и точно. Но
лаконизм этот - спрессованный до предела гнев и боль автора. Эффект воздействия
этой прозы - в контрасте спокойствия автора, его неспешного, спокойного по
форме повествования и взрывного, сжигающего содержания. Образ лагеря в
рассказах Шаламова - это, на первый взгляд, образ абсолютного зла. Постоянно
приходящая на ум метафора ада подразумевает не только нечеловеческие муки
заключенных, но и другое: ад - это царство мертвых. В рассказах Шаламова, попав
в ледяное царство Колымы, увлекаемый этим новым Вергилием, следуешь за ним
почти машинально и не можешь остановиться, пока не дойдешь до конца. Один из
рассказов, "Надгробное слово", так и начинается: "Все
умерли..." Писатель по очереди воскрешает в памяти тех, с кем встречался и
кого пережил в лагерях: своего товарища, расстрелянного за невыполнение плана
его участком, французского коммуниста, которого бригадир убил одним ударом
кулака, своего однокурсника, с которым встретились через 10 лет в камере
Бутырской тюрьмы... Смерть каждого из них выглядит как нечто неизбежное,
будничное, обыденное. Смерть - это не самое страшное - вот, что поражает больше
всего. Чаще она не трагедия, а спасение от мук, если это своя смерть, или
возможность извлечь какую-либо выгоду, если чужая. В другом рассказе с
леденящим душу спокойствием автор рассказывает, как два лагерника выкапывают из
промерзшей земли только что захороненный труп, радуясь своей удаче - белье
мертвого они завтра променяют на хлеб и табак ("Ночь").Немыслимый
голод - самое сильное из всех колымских чувств. Но и еда превращается лишь в
утилитарный процесс поддержания жизни. Все заключенные едят очень быстро, боясь
лишиться и без того скудного пайка, едят без ложек, через борт тарелки, дочиста
вылизывая языком ее дно. В этих условиях человек дичает. Один юноша ел мясо
человеческих трупов из морга, вырубая куски человечины, "не жирные,
конечно" ("Домино"). Быт заключенных - еще один круг колымского
ада. Подобия жилищ - огромные бараки с многоэтажными нарами, вмещающими по
500-600 человек, матрасы, набитые только сухими ветками, одеяла с серыми
буквами "ноги", полная антисанитария, болезни - дистрофия, пеллагра,
цинга, - которые вовсе не являются поводом для госпитализации. Так шаг за шагом
читатель все больше узнает и становится свидетелем обесценивания человеческого
существования, обесценивания личности, полной девальвации понятий о добре и
зле. Тема растления души человека становится лейтмотивом для автора «Колымских
рассказов». Он считал ее одной из самых важных и сложных для писателя:
"Вот главная тема времени - растление, которое Сталин внес в души
людей" Еще одна важная особенность рассказов Шаламова связана с тем, что
ГУЛАГ рассматривается им как точная социально-психологическая модель
тоталитарного, сталинского общества: "...Лагерь - не противопоставление
ада раю, а слепок нашей жизни... Лагерь ... мироподобен. В нем нет ничего, чего
не было бы на воле, в его устройстве, социальном и духовном" Другая яркая
черта, роднящая лагерь с вольным миром - безнаказанность власть имущих. Картины
их зверств - почти сюрреалистические. Они обворовывают, калечат и убивают
заключенных, берут взятки, совершают подлоги. Им разрешены любые жестокости,
особенно в отношении слабых, тех, кто болен, кто не выполняет норму. Рассказы
Шаламова - очень жестокие по своим сюжетам. Очень горькие и беспощадные. Но они
не подавляют душу - не подавляют, благодаря огромной нравственной силе героев:
Криста, Андреева, Голубева или самого рассказчика - благодаря силе их
внутреннего морального сопротивления. Эти герои повидали в лагерях все ступени
низости и душевного падения, но сами устояли. Значит, как ни трудно, но устоять
все же можно. Даже в колымском аду! Это, вероятно, и есть главный урок Шаламова
для нас, его читателей. Нравственный урок для настоящего и будущего, без
поучений и морализирования.
|
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |