Четверг, 02.05.2024, 12:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

Упражнения по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»

Упражнение 1.

Из данных глаголов выберите такие, которые в сложноподчинённом предложении с придаточным изяснительным могут использоваться в главном предложении в качестве сказуемого. Составьте 3—4 предложения с этими глаголами.

Говорить, утверждать, думать, примирять, торопиться, соглашаться, преодолевать, находиться, сообщать, информировать, преподавать, вспоминать, пренебрегать, беседовать, приобретать, спешить, отмечать, аннулировать, ликвидировать.


Упражнение 2.

Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, употребляя в главной части глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, предполагать, жалеть. Для связи придаточных и главных частей сложного предложения используйте разные союзы и союзные слова. Постройте горизонтальные схемы этих предложений.


Упражнение 3.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя и объясняя знаки препинания.

Я никому (н..) поверю что есть на нашей земле места скучные и (н..) дающие никакой пищи н.. глазу н.. слуху н.. воображению н.. человеческой мысли. Только исследуя какой-нибудь клоч..к нашей страны можно понять как она хороша и как мы сердцем пр..вязаны к каждой её тропинке роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.
(К. Паустовский)


Упражнение 4.

Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.

1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.


Упражнение 5.

Запишите высказывания русского поэта Н. Гумилёва. Сделайте пунктуационный разбор предложений, подчеркните грамматические основы. Сколько придаточных предложений во 2-м абзаце? Каково их значение? Составьте схемы сложноподчинённых предложений из этого абзаца.

Поэзия для человека — один из способов выражения своей личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия...
...Поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель. Ему надо, чтобы всем «была звёздная книга ясна» и «с ним говорила морская волна».


Упражнение 6.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, слова каких частей речи поясняются придаточными изъяснительными. Определите, что является общим для всех этих предложений и чем они отличаются.

1) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? (А. Пушкин) 2) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. (М. Лермонтов) 3) Тогда Никите представилось как на холодном, тёмном чердаке нанесло снегу. (А. Толстой) 4) Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. (Н.Асеев) 5) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. (К. Паустовский) 6) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом. (Р. Рождественский) 7) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговаривать Нина то (же) молчала. (К. Симонов) 8) И она уже думает, как (бы) дожить до Михайлова дня. (Ю. Казаков) 9) Собаки услышав что кто (то) идёт с лаем бросились к нам (на) встречу. (В. Арсеньев)


Упражнение 7.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать пре¬красна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разо¬брать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)


Упражнение 8.

Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточного предложения. Объясните, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в этих примерах.

1) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен. 2) Кто другому яму роет тот сам в неё попадёт. 3) Тот хорош у кого родилась рожь. 4) Тот кто ожёгся на молоке дует на холодную воду. 5) Кто землю лелеет того земля жалеет. 6) Дружи с тем кто лучше тебя самого. 7) Кто не сеет тот и не жнёт. 8) Кто спит весной тот плачет зимой. 9) Каково лето таково и сено. 10) С кем поведёшься от того и наберёшься. 11) Кто знает аз да буки тому и книги в руки. 12) Кто хвалится тот с горы свалится. 13) Кто смешлив тот слезлив. 14) Не ошибается тот кто ничего не делает. 15) Успевает тот кто время бережёт. 16) Тот кто много читает много знает. 17) Каков привет таков и ответ.


Упражнение 9.

Передайте содержание следующих высказываний, пользуясь косвенной речью. Какие глаголы можно использовать в главном предложении? Составьте схему 3-го предложения. Чем является в нём союзное слово?

1) Литература есть сознание народа, цвет и плоть его духовной жизни. (Б. Белинский) 2) Пушкин первый почувствовал, что литература — национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце... (М. Горький) 3) Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (А Островский) 4. Поэзия — это вершина прозы. (В. Соколов)


Упражнение 10.

Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Проследите, что меняется в предложениях при замене прямой речи косвенной.

1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов — это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец — добрый малый», — промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» — спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)


Упражнение 11.

Преобразуйте каждое сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным:

-    в бессоюзное предложение;
-    в простое предложение с распространённым дополнением;
-    в предложение с прямой речью;
-    в предложение с вводной конструкцией.


1) Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хо¬чет видеть скорее хозяина. (М.Горький) 2) Я решил разузнать у мальчишек, что это за странный человек. (К. Паустовский) 3) Он уверял меня, что в море бывает две весны. (К. Паустовский) 4) Ты давеча сказал, что у меня лицо не совсем свежо, измято. (И. Гончаров)


Упражнение 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схему последнего предложения. В чём особенность его строения?

Нависшие на ветвях пышные комья снега д..вили их (к) низу предавая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с в..ршины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задавала за другие ветви. Снег розовел на солнце и с.нел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжестве(н, нн)ого холодного безмолвия и мне к..залось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.
(А. Куприн)


Упражнение 13.

Укажите, какие союзы и союзные слова вводят изъяснительную придаточную часть.

1) Скажите мне, кого мы тут ждем. (Я Каверин.) 2) Я должен знать, на что ты собираешься истратить эту сумму. (В. Катаев.) 3) Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (В. Катаев.) 4) Я терпеливо ждал, когда поплавок вздрогнег и пойдет в зеленую речную глубину. (К. Паустовский) 5) Я давно угадал, что мы сердцем родня (А Фет.) 6) Антошка попросил Наташу, чтобы она подняла его высоко на руки. (А Платонов.) 7) Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью. (А Чехов.) 8) Он боялся, что ему как художнику не удается проявить все силы души. (В. Каверин.)


Упражнение 14.

Составьте сложные предложения, используя разные подчинительные союзы и союзные слова. Определите, различаются ли оттенками значений получившиеся синтаксические конструкции. Сделайте вывод.

1) Только теперь мне стало ясно, зачем (когда, где, как) они собирали грибы. 2) Он не понимал, что (почему, когда, где, какая) девочка смеялась. 3) Кирилл почувствовал, как (что, будто) холодеет его лицо. 4) Никите представилось, как (что, будто) на только что покрашенную крышу дома нанесло снегу. 5) Дети чувствуют, что (когда, как) их любят.


Упражнение 15.

Исправьте грамматические ошибки и запишите получившиеся предложения.

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. 2) Прохожий спросил, что где находится библиотека. 3) Я хотел узнать,  что сколько ребят участвуют в спектакле. 4) Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. 5) Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. 6) Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0