Лекция 2. Тема "тёмного царства" в пьесе "Гроза"
Оно
дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем
когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее
прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит
приближение своей неминуемой гибели. Н. А. Добролюбов
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и
реалистично изобразил мир "темного царства”, нарисовал колоритные образы
самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие
ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу "косности”,
"онемелости”. Анализируя "пьесы жизни” Островского, Добролюбов
писал: "Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном
мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало
из него всякое сознание чести и права... И не может быть их там, где
повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство,
свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. И все же
многие пьесы Островского рисуют "шаткость и близкий конец
самодурства”. Драматургический конфликт в "Грозе” заключается в столкновении
отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых
пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни,
сама обстановка. Мир "темного царства” основан на страхе и денежном
расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: "Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного
закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”.
Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с
"ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы
до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик
Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины
чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. "Да здесь все как
будто из-под неволи”,— думает она. Образы самодуров в "Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены
психологической однозначности. Дикой — богатый купец, значительное лицо в
городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел
Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, "как с цепи сорвался”:
чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве
не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить
чем-нибудь Савела Прокофьевича, жена трепещет перед ним. Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной
власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми
обращаются обманутые купцом "мужички” к городничему. Савел Прокофьевич
потрепал городничего по плечу да и говорит: "Стоит ли, ваше
высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!” Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой
нрав "значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний
протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее
самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему "сердцу”: "О
посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за
деньгами пришел, дрова возил... Согрешил-таки: изругал, так изругал, что
лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После
прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на
дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. В этом признании Дикого
заключается страшный для устоев "темного царства” смысл: самодурство
настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает
какие-либо нравственные оправдания своего существования. "Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста
Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: "Ханжа, сударь!
Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и невесткой
Кабаниха лицемерно вздыхает: "Ох, грех тяжкий! Вот долго ли
согрешить-то!” За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер.
Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои "темного царства”, пытается
покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли
Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом "да
убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним
традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной. Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну
страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой
старины. "Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и
не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,— вздыхает Кабаниха.
В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не
рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве). Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На
первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом деле, Феклуша не
участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и защитником
"темного царства”. Вслушаемся в рассуждения странницы о "салтане
махнуте персидском” и "салтане махнуте турецком”: "И не могут
они... ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас
закон праведный, а у них... неправедный; что по нашему закону так выходит, а
по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные...”
Главный смысл приведенных слов заключается в том, что "у нас закон
праведный..:”. Феклуша, предчувствуя гибель "темного царства”, делится с Кабанихой:
"Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам,
последние”. Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода
времени: "Уж и время-то стало в умаление приходить... умные люди
замечают, что у нас и время короче становится”. И действительно, время
работает против "темного царства”. Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает
образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого
действия пьесы: "На первом плане узкая галерея со сводами старинной,
начинающей разрушаться постройки...” Именно в этом распадающемся, обветшалом
мире из самой глубины его звучит жертвенное признание Катерины. Судьба
героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против
собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы
говорит нам, что жить "в темном царстве хуже смерти” (Добролюбов).
"Конец этот кажется нам отрадным... — читаем в статье "Луч света в
темном царстве”, — ...в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит
ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными,
мертвящими началами”. Неодолимость пробуждения человека в человеке,
реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому
аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы
Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу косности,
онемелости, общественного застоя.
|
Законы, по которым
строится жизнь в городе. Все просто:
♦ у кого
деньги - у того и
впасть;
• у кого власть,
тот пользуется ею безраздельно;
♦ человека
можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;
♦ запретить
любое проявление живого человеческого чувства;
♦ заставить
лгать;
• заставить
приспосабливаться.
Всех жителей города
Калинова можно разделить на две
группы:
«Темное
царство» Жертвы
«темного царства»
♦ враги всего живого и
нового ♦ ощущают на
себе власть и грубую силу «темного царства»
♦ Кабаниха,
Дикой ♦ Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|