Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Литература»
предназначена для изучения литературы в учреждениях начального профессионального образования, реализующих
образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке
квалифицированных рабочих.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего
образования в образовательных учреждениях начального профессионального
образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными
учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования» (письмо Департамента
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России от 29.05.2007
№ 03-1180) литература в
учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с
учетом профиля получаемого профессионального образования.
При получении профессий НПО обучающиеся
изучают литературу как базовый учебный предмет в объеме - 195 часов.
Программа ориентирована на
достижение следующих целей:
·
освоение знаний о
современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
·
знакомство с наиболее
важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее
влияние на развитие мировой литературы и культуры;
·
овладение умениями
применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия
информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ,
ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
·
развитие интеллектуальных,
творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших
наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации
литературной и общекультурной информации;
·
воспитание убежденности в
возможности познания законов развития общества и использования достижений
русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
·
применение знаний по
литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения
безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных
технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу
программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования базового уровня.
В программе курсивом выделен материал, который при
изучении учебной дисциплины «Литература» контролю не подлежит.
Программа
предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных
целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в
освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных
знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами
грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения
с другими людьми. На уровне ознакомления
осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности,
образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и
мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
Программа составлена с учетом необходимости
проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения,
контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их
тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от
уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением
литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и
логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и
оценки литературных произведений.
Введение разных видов занятий и заданий
исследовательского характера активизирует позицию обучающегося – читателя,
развивает общие креативные способности.
При организации учебного процесса используются
следующие виды самостоятельной работы учащихся:
– работа с первоисточниками (конспектирование и
реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
– подготовка к семинарским занятиям (домашняя
подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и
интернет-информация);
– составление текстов для самоконтроля;
– составление библиографических карточек по творчеству
писателя;
– подготовка рефератов;
– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями
(сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с
результирующим выбором и изложением актуального значения).
При организации контроля используются такие его формы,
как сочинения учащихся, тесты, контрольные работы, зачеты,
устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений,
литературные викторины, литературные турниры.
|