Вариант 1
1. Прочитайте стихотворение «Хвала времени». Как складываются отношения поэта со временем?
Как чувствует себя лирическая героиня в современности? С помощью каких деталей передается в
стихотворении неприятие автором современности? Как бы вы определили художествен ную идею
стихотворения?
2.
Прочитайте цикл
«Стихи о Москве» и несколько
стихотворений о родине зарубежного периода творчества
(например, «Русской ржи от меня поклон», «Тоска по родине»). Чем отличается
восприятие России
в произведениях Цветаевой разных лет? В чем отличие в выборе художественных средств в стихах разных
периодов творчества?
3. Выберите и прочитайте несколько цветаевских стихотворений «морской» тематики («Душа и имя»,
«Кто создан-.» и т. п.). В чем функции морской символики в цветаевской поэзии? Как разрабатывается
ею символика собственного имени?
4. Как вы объясните фразу одного из современников Цветаевой о ее «непобедимых ритмах»? В чем
неповторимость и художественная выразительность цветаевских приемов «лирического заражения»?
Перечислите и подтвердите примерами наиболее
характерные для Цветаевой приемы поэтической техники.
Вариант 2
1. Каковы важнейшие черты лирической героини в поэзии Цветаевой? Почему Цветаева предпочитала
называть себя «поэтом», а не «поэтессой»?
2. Почему поэт в цветаевском понимании — трагический избранник? Каково, по ее мнению,
предназначение
поэта и поэзии?
3. В чем особенности цветаевского восприятия времени: как она относится к современности, к прошлому,
к вечности?
4.
Как особенности
мировосприятия Цветаевой проявились в ее любовной поэзии?
5.
Каковы
излюбленные поэтические темы и мотивы
Марины Цветаевой?
6. Приведите примеры цветаевской образности. Чем образный строй цветаевской лирики отличается от
образности А. Ахматовой?