Символизм
– литературное течение,
возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее
наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков,
прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.
Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм,
доходящий до отчаянья. Символисты считали
целью искусства - интуитивное
постижение мира через символы.
Слово «символ»
означает «условный знак». Символ – предмет или слово, условно выражающее суть
какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, некую тайну,
намёк. Истолкование символа возможно интуицией и чувством.
У символа
двуплановое строение:
1)на первом плане определённое явление и реальные
детали;
2)на втором (скрытом) плане – внутренний мир
лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением
картины.
Родоначальником символизма считают французского поэта Шарля Бодлера.
В русском символизме существовало два потока:
1)в 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Н. Минский,
Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Их идеологом был Д.
Мережковский, мэтром – В. Брюсов.
2)В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, В.
Соловьев, Вяч. Иванов и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.