Причастия и отглагольные прилагательные
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий,
так и отглагольные прилагательные. Если для образования
причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному)
составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с
помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а
с помощью суффикса -юч- — прилагательное горючий.
Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих
одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или
-им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), например:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих
правилах) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная,
образованная).
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)-является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т.к. СВ).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:
? непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в
значении ‘пропускать воду’ непереходный),
? непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).
Остановимся подробнее на образовании форм некоторых причастий
Формы причастий
1. Из вариантов забредший – забрёвший, приобретший –
приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной
речи, второй – в разговорной.
2. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, мокнуть, сохнуть сохраняют этот суффикс в причастиях, например: глохнувший, липнувший, мокнувший, слепнувший.
Приставочные глаголы этого типа, как правило, теряют суффикс в форме причастия, например: замёрзший, оглохший, прилипший, прокисший, промокший, ослепший. В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы: с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший, постигнувший – постигший, увязнувший – увязший, увянувший – увядший и некоторые другие).
3. При использовании возвратных причастий с суффиксом-ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породить двузначность, например: сочетание «звери, отправляющиеся в зоопарк» (вместо: звери, отправляемые в зоопарк).
Причастный оборот
Большое количество ошибок допускается в употреблении причастных оборотов.
Разберем это на конкретном примере. Возьмём предложение:
Лежащая книга на столе прочитана.
Недостаток его заключается в неправильном порядке слов: определяемое существительное книга оказалось в середине причастного оборота. По правилам же определяемое существительное должно находиться или перед всем оборотом, или после него. Ср.: 1) Книга, лежащая на столе, прочитана; 2) Лежащая на столе книга прочитана.
Другой пример: «Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку». Можно ли так сказать? Правильны ли будут созданные по этому образцу сочетания: «спортсмен, сумеющий пробежать стометровку за десять секунд», «пленник, попытающийся убежать»? Нет, потому что причастия имеют только две формы времени — настоящего и прошедшего, будущего же времени у них нет. Поэтому от глаголов совершенного вида(написать, суметь, попытаться) причастия на -щий не образуются. В этих случаях причастный оборот заменяется придаточным определительным предложением: ученик, который напишет; спортсмен, который сумеет пробежать; пленник, который попытается убежать.
А можно ли так сказать: «Каждый, пожелавший бы выступить на собрании, получит слово»? Нет, потому что от глаголов в форме условного наклонения (с частицей бы)причастия не образуются. В этих случаях причастный оборот тоже заменяется придаточным определительным предложением: Каждый, кто пожелает...
«Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны». Возможно, читая вслух это предложение, вы почувствуете некоторую неловкость. И действительно: не получается ли, что фрукты «сами себя отправляют» на север? Дело в том, что суффикс -ся в глагольных формах имеет не только возвратное значение (ср.: Ученики отправляются втурпоход), но и страдательное значение, когда предмет испытывает чье-либо воздействие (ср.: Ответы на письма отправляются секретарем без задержки). Чтобы избежать возможной неясности, мы в подобных случаях употребляем вместо причастия на -ся причастие на -мый (страдательное причастие настоящего времени), т. е. вместо конструкции «Фрукты, отправляющиеся...» пишем: Фрукты,отправляемые... Вместо «Девочка, воспитывающаясябабушкой...» — Девочка, воспитываемая бабушкой...
Использование причастного оборота помогает устранить неясность в
предложении. Например: Студенты проходили практику в одном из
цехов завода, который недавно был реорганизован (был реорганизован один из
цехов или завод в целом?).
Необходимую ясность вносит причастный оборот: 1) ...в одном из цехов
завода, недавно реорганизованном; 2) ...в одном из цехов завода,
недавно реорганизованного.
Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов состоит в том,
что они придают высказыванию книжный характер. А. С. Пушкин писал:
«Мы не говорим:карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы
говорим: которая скачет, который метет...» Приведенное рассуждение
Пушкина, отмечавшего «выразительную краткость причастий», имеет такое
продолжение: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного
писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в
разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».