1.Образ народа в романе — толстовский идеал "простоты, добра и правды”.
2.Две России.
3."Дубина народной войны”.
4."Мысль народная”.
5.Кутузов — выразитель патриотического духа народа.
6.Народ — спаситель России.
1. В романе-эпопее, различные элементы
которого объединяет "мысль народная”, образ народа занимает особое место. В
этом образе воплощен толстовский идеал "простоты, добра и правды”. Отдельный
человек ценен лишь тогда, когда он — неотъемлемая частица великого целого,
своего народа. "Война и мир” — это "картина нравов, построенная на историческом
событии”, — писал Л.Н. Толстой. Тема подвига русского народа в войне 1812 года
стала главной в романе. Во время этой войны произошло объединение нации:
независимо от сословной принадлежности, пола и возраста все были охвачены
единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал "скрытой теплотой
патриотизма”, проявившимся не в громких словах, а в поступках, часто
бессознательных, стихийных, но приближающих победу. Это единение на основе
нравственного чувства глубоко спрятано в душе каждого человека и проявляется в
тяжелую для родины пору.
2. В огне народной войны происходит проверка
людей, и мы отчетливо видим две России: Россию народную, объединенную общими
чувствами и устремлениями, Россию Кутузова, князя Андрея, Тимохина — и Россию
"военных и придворных трутней”, враждующих между собой, поглощенных своей
карьерой и безразличных к судьбам родины. Эти люди утратили связь с народом,
они лишь изображают патриотические чувства. Их ложный патриотизм проявляется в
высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных делах. Россия народная
представлена теми героями, которые так или иначе связали свою судьбу с судьбой
нации. Толстой говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном
чувстве как о мериле нравственности человека. Все любимые герои Толстого —
частичка людского моря, составляющего народ, и каждый из них по-своему духовно
близок народу. Но не сразу возникает это единение. Пьер и князь Андрей идут по
трудным дорогам в поисках народного идеала "простоты, добра и зла”. И только на
Бородинском поле каждый из них понимает, что истина там, где "они”, то есть
простые солдаты. Семья Ростовых с ее крепкими нравственными основами жизни, с
простым и добрым восприятием мира и людей переживала те же патриотические
чувства, что и весь народ. Они оставляют в Москве все свое имущество и отдают
все подводы раненым.
3. Глубоко, всем сердцем понимают русские
люди смысл совершающегося. Народное сознание как воинская сила вступает в
действие при приближении врага к Смоленску. Начинает подниматься "дубина
народной войны”. Создаются кружки, партизанские отряды Денисова, Долохова,
стихийные партизанские отряды под предводительством старостихи Василисы или
какого-то безымянного дьячка, которые топорами и вилами уничтожали великую
армию Наполеона. Купец Ферапонтов в Смоленске призывал солдат грабить его же
лавку, дабы врагу не досталось ничего. Готовясь к Бородинскому сражению,
солдаты смотрят на него как на общенародное дело. "Всем народом навалиться
хотят”, — объясняет солдат Пьеру. Ополченцы надевают чистые рубахи, солдаты не
пьют водки — "не такой день”. Для них это был священный момент.
4. "Мысль народная” воплощена Толстым и во
множестве индивидуализированных образов. Тимохин со своей ротой так неожиданно
атаковал врага, "с такой безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой,
набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и
побежали”.
Те человеческие, моральные и воинские
качества, которые Толстой всегда считал неотъемлемым достоинством русского
солдата и всего русского народа — героизм, сила воли, простота и скромность, —
воплощены в образе капитана Тушина, являющемся живым выражением народного духа,
"мысли народной”. Под непривлекательной внешностью этого героя скрывается
внутренняя красота, нравственное величие. - Тихон Щербатый — человек войны,
самый полезный боец в отряде Денисова. Дух непокорности и чувство любви к своей
земле, все то бунтарское, смелое, что писатель обнаруживал в крепостном
крестьянине, он собрал воедино и воплотил в образе Тихона. Платон Каратаев
вносит мир в души окружающих людей. Он совершенно лишен эгоизма: ни на что не
ропщет, никого не обвиняет, кроток, добр к каждому человеку.
Высокий патриотический дух и сила русской
армии принесли ей нравственную победу, и наступил перелом в войне.
5. Выразителем патриотического духа и
подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Мудрость его
заключается в том, что он понял закон о невозможности одному человеку управлять
ходом истории. Главная его забота — не мешать событиям развиваться естественно,
вооружившись терпением, подчиняться необходимости. "Терпение и время” — таков
девиз Кутузова. Он чувствует настроение масс и ход исторических событий. Князь
Андрей перед Бородинским сражением говорит о нем: "У него не будет ничего
своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все
запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего
вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее воли... А
главное, почему веришь ему, — это то, что он русский...”
6. Рассказав правду о войне и показав
человека в этой войне, Толстой открыл героику войны, показав ее как испытание
всех душевных сил человека. В его романе носителями подлинного героизма явились
простые люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, "грешница” Наташа,
добившаяся подвод для раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих
подвигах Кутузов, — именно тот народ, который, забывая о себе, спасал Россию в
годину трудных испытаний.