А.Ахматова.
«Реквием».
«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Ее невозможно читать без боли и содрогания.
Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плач, проклятия – все слилось, и невозможно разобрать,
где
голос автора, а где стоны живых и мольба от отмщении мертвых». (А.С.Крюков)
1.Реквием – похоронная
месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и
героико-трагического характера.
Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные
времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала
душа.
Цель: запечатлеть
одну из мрачных страниц нашего времени – культ личности Сталина и репрессии.
Прочитайте «Вместо предисловия». Какой
биографический факт положила Ахматова в основу своей поэмы?
Какова
основная мысль эпиграфа?
Какова
композиция поэмы? Запишите.
2.Перечитайте «Посвящение».
- Отметьте строки, передающие меру материнского
горя.
- Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой
текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса?
- Какое местоимение использует здесь Ахматова?
Почему?
Выпишите из текста эпитеты и
сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?
·
Скрежет…
·
Шаги…
·
Столица…
·
Двух
лет…
* Там встречались…
* Словно…
* Словно…
Кому посвящает Ахматова свою поэму?
3.Перечитайте «Вступление».
-
Какая Родина изображена у Ахматовой?
- Какие приметы времени изобразила
здесь Ахматова?
Вывод: «Вступление»
- это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время
действия.
4.Первая часть.
- Какое событие здесь описано?
- Какие слова, выражения помогают
ощутить тяжесть случившегося?
Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть
конкретного страдания.
Вторая и третья части.
- Опишите картину, которая возникает у
вас. Какой цвет здесь использован? Почему?
Четвертая часть.
- К кому обращены слова четвертой
части? Что происходит с героиней?
Пятая часть.
- Укажите глаголы пятой части. Много ли
их в конце пятой части? Какой из этого можно сделать вывод?
Шестая – девятая части.
- Какую картину вы видите, когда
читаете 7-9 части поэмы?
Десятая часть.
- С чем связано название 10 главы?
- Почему именно этот сюжет из Библии
использовала Ахматова?
5.Эпилог.
- Нарисуйте словесный портрет матери,
женщины, данный в 1 главе эпилога.
- Это конкретный портрет или
обобщенный?
Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется
звуками.
Какие звуки мы
слышим?
В
конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником
скорби всех страдающих русских женщин.
- Где должен находиться памятник?