"Поэт совсем другой эпохи” — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении "Стансы” появляется новое осмысление этой темы:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет!..
Одиночество лирического героя принято им самим
добровольно как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у
Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя,
но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения:
Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой...
Тема изгнанничества является центральной в
стихотворении "Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы
и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он
сравнивает себя с тучками: они "вечные странники”, а не изгнанники. Поэт
иронично называет их тоже "изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — "тучки”, а
название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — "Тучи”. Тучкам
"наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это "милый север”.
Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к
противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения,
тоску лирического героя, его бесконечное одиночество.
В лермонтовском творчестве объединяются темы
одиночества и свободы.
В стихотворении "Желанье” лирический герой
просит сначала как будто только временной свободы:
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
А в стихотворении "Узник” мечты героя
ограничены желаниями сладко поцеловать "красавицу младую” и улететь на коне "в
степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в
жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, в невозможности обрести
свободу:
Одинок я — нет отрады: стены голые кругом...
Эта тема развивается в балладе "Пленный
рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам
выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песен во славу любезной...
У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем,
который ему "голову давит”, "шлема забрало — решетка бойницы”, щит — "дубовые
двери темницы”. Заканчивается стихотворение появлением образа смерти —
трагической развязки.
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало!
Смерть выступает в роли оруженосца, слуги.
Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.
Период "безвременья” 40-х годов XIX века,
особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и
настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г. Белинского, "...нет
пушкинского разгула на пиру жизни”.
... Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах...
М.Ю. Лермонтов.
("Мцыри")
Один из современников, знавших Михаила
Юрьевича, вспомнил, что Лермонтов показался ему холодным, желчным и
раздражительным человеком, словно он ненавидел весь человеческий род. Быть
может, он действительно таким выглядел. Мы находим в его стихах подтверждение сказанному:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!...
( "Как часто, пестрою толпою
окружен..." )
Белинский писал после встречи с Лермонтовым на
гауптвахте, что Печорин как есть сам писатель. А ведь характер Григория
Александровича Печорина, конечно, характер, приносящий самому его владельцу
одни несчастья. И все же, между писателем и его героем была огромная разница.
Один, мучаясь сам и мучая других, не оставил в жизни никакого следа. Другой,
прожив всего двадцать семь лет, и поныне остается наиболее известным и любимым
русским национальным поэтом. И пусть грусть охватывает нас, когда мы
прикасаемся к наследию этого писателя. Эта грусть очищает души и заставляет
думать над своей жизнью. А как часто
неожиданно отзываются в нашей судьбе его стихи. Вот, например:
Ужасная судьба отца и сына
Жить
розно и в разлуке умереть...
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный...
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Я смотрю комментарий к стихотворению.
Лермонтову было 16 лет в год его создания. Мне столько же! Конечно, я не поэт,
никогда не смогу выразить своих чувств в стихах, но и я бы смог рассказать о
том, сколько плохо мне рассказывали об отце и как мы неожиданно нашли и поняли
друг друга... Я думаю, Михаил Юрьевич от рождения был предрасположен к
замкнутости, стремился к уединению, имел нелегкий характер.
Все эти качества усиливались огромной
гордостью, обострялись семейными неурядицами. Поэтому Лермонтов и признавался:
"Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в
себя...". Тема одиночества ярко проявляется и в любовной лирике.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не
для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою,-
писал он незадолго до гибели. Как непохожи его
стихи на любовную лирику А.С.Пушкина! Какую бы сторону творчества Михаила
Юрьевича мы не взяли, стихи или прозу, лирические или эпические произведения-
везде прослеживается тема одиночества. В одном из самых его знаменитых стихов
"Смерть поэта", написанного, как известно, в связи с гибелью Пушкина,
мы можем читать между строк и отношение самого Лермонтова к жизни и обществу,
видеть его характер:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?-
вопрошает поэт. Казалось бы, чего еще желать
богатому, независимому, умному и образованному человеку
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!-
вспоминаем мы давно знакомое стихотворение
"Парус". И, видимо, в этих словах и лежит разгадка характера поэта.
Можно вспомнить немало и других известных стихов, тема которых - одиночество.
"На севере диком стоит одиноко...", "Листок", "Выхожу
один я на дорогу...", "Тучи"...
Не мог жить долго среди обычных людей этот
человек, который еще в ранней юности писал такие стихи: "Измученный тоскою
и недугом...", "Болезнь в груди моей, и нет мне исцеленья...",
"Я счастлив!- тайный яд течет в моей крови...". Не мог жить человек,
который всерьез считал, что
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием
вокруг,-
Такая пустая и глупая шутка...
Конечно, невозможно подражать Лермонтову в его
отношении к жизни, любви, людям.