Поэт родился в Москве,
где прошла вся его жизнь. Дед по отцу был крепостным, разбогател на торговле,
отец жил на ренту, семья была демократических взглядов. Поэт закончил
московский университет. С 1892 года увлекся французскими символистами. С этого
момента литературные занятия Брюсова обрели новый смысл, он делает известную
запись в «Дневнике»: «будущее принадлежит декаденству, оно – путеводная звезда
в тумане». В 1894 году выходит первый сборник «Русские символисты», почти все
написано Брюсовым и его друзьями, многое подписано псевдонимами, поэт любил
мистификации (у него 33 псевдонима). Стихи вызвали переполох в прессе, все их
ругали, пародировали. В первом же выступлении Брюсова заявлены два творческих
принципа: сотворение особого поэтического мира и неполная определенность
изображаемого. Оба принципа сыграли важную роль в поэтике символизма.
Подобные опыты
творчества «от чужого лица» характерны и для Брюсова и для символистов, это
явление гетерономии – многоименности. И первый, и следующие (II и III) сборники
«Русских символистов» включают стихи, нарушающие привычные представления о
свойствах предметов и явлений. Особенно часто интерпретировалось стихотворение
«Творчество» и однострок «О закрой свои бледные ноги».
Следующие сборники –
«Шедевры», «Это – я» стали авторскими, имели несколько изданий. В них много
экзотики, действие происходит не в современном автору мире, а перенесено в
прошлое, события заведомо отделены от автора. Книга «Это – я» была завершена
летом 1896 года, которое автор провел в Пятигорске, в ее стихах много
импрессионизма, зыбкости, неуловимости. Считается, что книга «Третья стража»
(1900) открывает новый этап творчества Брюсова, эта книга открывает ХХ век, в
ней – много новых тем: история и современный город, активный интерес к другим характерам
и судьбам, меньше экзотики – «Задача нового искусства – даровать творчеству
полную свободу». Впервые книга стихов представлена как единое целое, введено
деление на разделы. «Любимцы веков» включают 23 стихотворения и три поэмы; эти
стихи – прославляют исторических деятелей, персонажей мифов, безымянных героев
(халдейский пастух, египетский жрец...). Цикл «Город» представляет «город»
вообще, его «певучие шумы», декларирует любовь к современной городской жизни;
здесь есть и отдельные зарисовки Москвы. «Urbi et Orbi» (1903) – новый тип
структуры книги, отделы выделены по жанровому признаку – от древности до
«Последнего дня» челвоечества. Цикл «Песни» представляет имитацию городского
фольклора. Обращение к всемирной истории и соединение с мифом у Брюсова не
прием, а ключевой принцип его творчества, историзм Брюсова генетически связан с
мифом. Он руководствуется историко-филологическим принципом – в стихах
отображена не история, а предание о ней, история, соединенная с мифом.
Многообразны темы этого сборника – любовь, природа, город, техническое и
научное творчество, образы деятелей прошлого, лирические посвящения «собратьям
по перу». «Венок» (1906) считается вершиной брюсовской поэзии, отделы в книге
выделены не по жанровому, а по тематическому приципу. Стихи о современности и
интимные переживания представлены в едином сплаве. События в России начала века
(русско-японская война, революция) отразились в отдельных циклах. Представлены
и циклы о природе Севера, овеянные лирическим восприятием автора. Город предстает
в двух основных планах – не только социальном, но и филоаофски-историческом. В
«Каменщике» акцентирован момент несвободы. особую страницу представляют гимны
городам мира – Парижу, Венеции, Петербургу и др. 1904-1909 годы Брюсов
руководил изданием самого крупного символистского журнала – «Весы».
С 1907 года издаются и
прозаические произведения Брюсова – «Земная ось» (сборник рассказов), роман
«Огненный ангел» (Германия 16 века), роман «Алтарь победы», отдельные повести и
рассказы.
1910 год – распад символизма,
закрытие «Весов», в 1910-1914 годах Брюсов работает в журнале «Русская мысль».
В эти годы поэт издает и несколько новых поэтических сборников: «Все напевы»,
«Зеркало теней», необычный замысел «Сны человечества» (стилизация в духе поэзии
всех времен и народов) занимает его внимание много лет.
В 1914-1915 годах
Брюсов – военный корреспондет на фронте, его стихи о Польше. 1916 год – сборник
«Семь цветов радуги», тематика – современная война, современность, в книге есть
и цветовое деление на циклы, но цветовые циклы не имеют определенной
значимости.
Летом 1915 года Брюсов
вернулся в Москву, разочарованный войной. В июне 1915 года – встреча с
представителями Московского армянского Комитета и предложение возглавить работу
над сборником армянской поэзии. Поэт серьезно увлекся армянской поэзией,
армянской историей, был в Закавказье с чтением лекций об армянской поэзии. В
августе 1916 года вышла антология «поэзия Армении», где более 70% переводов
принадлежат поэту. Брюсовым написано и предисловие к антологии, которое
представляет первую историю армянской поэзии на русском языке. Высоко оценен и
труд Брюсова «Летопись исторических судеб армянского народа». Переписка с
армянскими поэтами, стихи и статьи об Армении, отзывы армянских писателей
представлены в книге: «Брюсов и Армения». В 2-х томах, Ереван, 1988.
После революции поэт
остался в Советской России, напечатал несколько сборников стихов, считается
создателем «научной поэзии». Его перу принадлежит многочисленные статьи о
пролетарской поэзии. Создал и возглавил «Литературный институт», скончался в
Москве в 1924 году.