Для своей пьесы автор выбирает многозначное название "Гроза"
Природное явление |
Социальное столкновение |
Гроза
как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная
сцена пьесы. |
Столкновение убеждений консервативно настроенных
представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности
выбора молодых героев пьесы. |
Гроза
как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная». |
Нравственные проблемы: ♦ проблема
человеческого достоинства; ♦ проблема
сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; ♦ проблема
честности, справедливости и способности сделать выбор. |
Автор,
поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность
в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно. |
Познав высшее счастье через земную
любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего
суда — суда совести будет преследовать ее до последних дней. Чувство любви для
Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку
для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она понимает,
что катастрофа почти неизбежна. Катерина уже в начале пьесы предчувствует беду:
"Я умру скоро... Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!” Она всей
душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе
безгранична и бескомпромиссна. Таким образом, получается, что "Гроза” — не
только трагедия любви, но и трагедия совести. Лгать и обманывать — не только
кого-то, но и саму себя Катерина не умеет: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то
ничего не могу”. Мрак, как при грозе, сгущается вокруг Катерины. А
разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия за
грехи. Катерина боится грозы не потому, "что убьет тебя, а то, что смерть вдруг
застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами”. И в своем покаянии она
отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о
величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого
она не получает. "Жить на свете да мучиться” она не могла. Идти некуда. От себя
не уйдешь. Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается
как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада. Финал пьесы
оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди, за ее
великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.