Упражнение 1.
Запишите
предложения, заменяя прямую речь косвенной.
1.Аполлон Григорьев так определил роль
А.С.Пушкина в духовной жизни России: «Пушкин – это наше всё».
2. «Пушкин есть явление чрезвычайное и,
может быть, единственное явление русского духа»,- писал Гоголь.
3.Тургенев говорил: «Пушкин был нашим
первым поэтом – художником…Он создал наш поэтический, наш литературный язык».
4. «Наша память хранит с малолетства
весёлое имя: Пушкин, - писал А.Блок.-Это имя, этот звук наполняет собою многие
дни нашей жизни».
Упражнение 2.
Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.
Перечислите, какие виды цитирования используются в тексте.
Изолированный в псковской глуши, Пушкин
был связан с литературной жизнью лишь тонкой ниточкой писем, которые читались
бдительными чиновниками сыска, терялись на почте, у приятелей, через которых
посыпались. Однако главное литературное дело он совершал дома, за своим
письменным столом. В Михайловском Пушкин много писал и много читал, много и
чутко прислушивался к народной речи и народной поэзии. В письмах он не
переставал подчеркивать, что ленится, много ездит верхом, о работе писал скупо,
но непрерывно прося все новых и новых книг. На самом деле он жил в атмосфере
почти непрерывного творческого напряжения, писал и учился. За это время им было
написано следующее: закончены «Цыганы», написан «Борис Годунов», завершена
третья и написаны четвертая—шестая главы«Евгения Онегина», «Граф Нулин»,
несколько десятков стихотворений. Пушкин работал над несколькими
принципиальными литературно-критическими статьями, посвященными вопросам
народности литературного языка.(…)К этому следует прибавить массу прочтенных в
это время книг(…).В 1830-е гг. он поражал современников глубокими и
исключительно обширными познаниями в мировой литературе, истории, политической
жизни, публицистике. Значительную часть этих сведений он приобрел в
Михайловском. Наконец, надо учесть серьезный, на уровне науки тех лет, интерес
к фольклору, который поэт удовлетворял как знакомством с печатной литературой,
так и записью устных источников. Брату он писал: «...вечером слушаю сказки — и
вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти
сказки! каждая есть поэма!» (XIII, 121). Арина Родионовна была, видимо,
талантливой сказительницей с выразительной манерой исполнения и разнообразным
репертуаром.
Напряженный труд, скрывавшийся под
маской «легкого безделья», не был продиктован простым желанием самообразования
— он имел отчетливую цель. Его интеллектуальные усилия были направлены на то,
чтобы «в просвещении стать с веком наравне»(…). Главный смысл умственных усилий
Пушкина в это время сосредоточен на том, чтобы понять ту силу, без которой
всякий политический протест заранее обречен, — понять народ. Положение его как
мыслителя меняется: на юге он был в толпе друзей, и главная задача состояла в
том, чтобы не отстать, теперь он сознает, что вырвался вперед, идет один и
именно на него возложена тяжелая работа познания. В этой ситуации Мысль
становится главным оружием.
(Ю.Лотман)