Упражнение 1.
Восстановите порядок предложений.
А. Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле…
Б. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт мимо зарослей шиповника!
В. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь филигранную зелень…
Г. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие кисти рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни.
1. А,Б,В,Г. 2. Г,Б,В,Г. 3. Б,А,Г,В. 4. В,А,Б,Г.
Упражнение 2.
1. Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст?
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
2. Постарайтесь выбрать такую интонацию при чтении, которая соответствовала бы содержанию, ритму и форме стихотворения.
3. Отчего зависит выбор интонации?
4. Определите, прямой или обратный порядок слов использует автор в произведении
5. С какой целью использует автор в описании осенней природы инверсию?
Упражнение 3.
Прочитайте про себя фрагмент текста А. Пушкина из романа «Дубровский», мысленно применяя логическое ударение, интонационные паузы. Затем прочитайте вслух этот фрагмент текста с выражением, с нужной интонацией.
…Дубровский приблизил лучинку, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор.
— Ахти, — жалобно закричала Егоровна, — Владимир Андреевич, что ты делаешь?
— Молчи, — сказал Дубровский. — Ну, дети, прощайте, иду куда Бог поведёт; будьте счастливы с новым вашем господином.
Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлей. Стёкла трещали, сыпались, пылающие брёвна стали падать, раздался жалобный вопль, крики: «Горим! Помогите! Помогите!»
— Как не так, — сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар.
— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
— Как не так, — отвечал кузнец.
В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли...
Упражение 4.
Запишите текст под диктовку, в зависимости от интонации учителя и логических ударений поставьте знаки препинания.
Книга — учитель,
Книга — наставник,
Книга — близкий товарищ и друг;
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота — набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга — советчик,
Книга — разведчик,
Книга — активный борец и боец,
Книга — нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец...
(В. Боков)
Подчеркните грамматическое основы предложений
Упражение 5.
Вспомните, как звучит описание Москвы у М. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова...». («Над Москвой великой, златоглавою...») Запишите его по памяти. Какой порядок слов использован здесь? Как вы думаете, с какой целью?
Упражение 6.
Разберите предложения, определите порядок слов в них, выразительно прочитайте.
...Пахнул в лицо мне воздух чистый...
Уж сумерки зависли над землей,
Трещит мороз, и пылью серебристой
Ложится снег на гладкой мостовой.
(А. Апухтин.)
Упражение 7.
Исправьте текст. Объясните ошибки в предложениях.
1. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты. 2. Среди жителей уже в Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. 3. Под мощной кроной вымахавшего дуба к небу любил сидеть Иван Сергеевич. 4. Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолет с портретами космонавтов. 5. Столяр сделал подставку из дуба с четырьмя ножками. 6. Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.
Упражение 8.
А) Выпишите предложения с обратным порядком слов (инверсией).
Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь. (По А. Серафимовичу).
Б) Соберите предложение, используя прямой порядок.
Капля, в воде, дождя, каждая, водяную, выбивает, чашу, круглую маленькую.
Упражение 9.
Перестройте предложения так, чтобы выделенные слова выражали наиболее важное в сообщении.
1. Мы записались в сентябре в школу плавания.
2. Вы будете участвовать в лыжном кроссе в январе.
3. Соревнования конькобежцев состоятся в Москве во время каникул.