Упражнение 1.
Докажите, что приведенные группы предложений
можно назвать текстами. Определите тему и идею (основную мысль) в каждом из
приведенных текстов. Озаглавьте их.
1) Верю
в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы
удобрим великие цели.
Верю в
добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно
свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин)
2) Отечеством
зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем
ее потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим
хлебом, выучила своему языку. (К. Д. Ушинский)
3) С
незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости. Может быть, даже с
тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос этот,
по-видимому, не решен.
Каждый из
нас желает и требует, чтобы с ним обходились справедливо, и каждый при всем
этом уверен, что «совершенно справедливо» относится к другим. К сожалению, мы
не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая
верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий.
Мы почти
забыли, что справедливость склонна к состраданию и прощению. Ведь
справедливость — это поток живой любви к людям.
Без
сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле.
(И. А. Ильин)
4) Пестрый
лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная
опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так
скоро? (В. П. Астафьев)
5) Человек
стал человеком не только потому, что создал первое орудие труда, но и потому,
что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, журавлиный косяк в небесной
лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в
пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек
и голубой колокольчик подснежника, — увидел, и изумился, и пошел по земле,
создавая новую красоту.
Остановись и
ты в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет человеческая красота.
(В. А. Сухомлинский)
Упражнение 2. Озаглавьте текст. Определите тему и идею
текста. Разделите текст на абзацы.
В
представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака
из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в
Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В
Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених,
широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми
северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного
помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то
весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью.
И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу,
тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже
сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть
он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший
идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким
образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не
случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение
сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.
(Я. К. Голованов)
Упражнение 3. В
следующем тексте из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения.
Восстановите исходный текст. Обоснуйте свою точку зрения.
Эта сеть
возникла в конце 60-х гг. XX в. в военном ведомстве США. Тогда она называлась
ARPAnet. Военные считали, что подобное соединение компьютеров позволяет
сохранить находящиеся в них данные в полной безопасности на случай как
стихийного бедствия, так и нападения противника. Вскоре сеть стала гражданской,
в нее включились университеты, а затем и бизнес-предприятия. Возник Интернет.
В середине
50-х гг. XX в. человечество вступило в совершенно новую эпоху, которая не
завершилась до сих пор, — эпоху информационной революции (ИР). Буквально
на глазах ранее неизвестные технологии входили в повседневную жизнь, а привычные
средства информации приобретали новые формы. ...С появлением сети Интернет
осуществилась давняя мечта ученых и инженеров о простом и быстром способе
обмена идеями, также позволяющем найти любую нужную информацию.
Таким
образом, самым существенным итогом ИР (информационной революции) стало
информационное единство мира. Сегодня посредством телефонной связи или сети
Интернет человек без труда узнает новости даже из самого дальнего уголка нашей
планеты.
Сначала с
помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют просто Сеть) можно было
обмениваться только текстовыми сообщениями, но в 1991 г. была разработана
технология World Wide Web (Всемирная паутина), позволившая сопровождать
информацию видео- и звуковым рядом. Каждый человек, имеющий компьютер, модем и
телефон, может получить доступ к информации в Сети или создать в ней
собственную страницу. По некоторым сведениям, к началу XXI в. число
пользователей Интернета приблизится к 100 миллионам.
Уже в начале
70-х гг. он довольно активно использовался, однако настоящий взрыв произошел
тогда, когда появились персональные компьютеры. Их владельцы стремились
получить доступ к международной сети, поэтому число ее пользователей на рубеже
90-х гг. увеличилось в десятки тысяч раз.
На дюнах
Я живу в маленьком доме на дюнах.
Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.
Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)
Упражнение 5. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.
I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.
III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.
5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.
Упражнение 6. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.
В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.
Упражнение 7. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.
1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.
2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.
Упражнение 8. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.
1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.
2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд.
Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)