1. Художественное исследование народной жизни.
2. Фольклорная основа поэмы.
3. Кому на Руси жить хорошо?
- говорящие названия;
- образ крестьян;
- идеал счастья:
- попа;
- помещика;
- народа.
4. Понимание счастья Некрасовым.
5. Образы бунтарей — народных заступников.
6. Образ Г. Добросклонова — нравственный идеал Некрасова.
7. Оптимистический
финал поэмы.
1. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить
хорошо”, которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она
является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает
важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в
стихотворении Некрасова "Элегия”:
"Народ освобожден, но счастлив ли народ?” —
поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и
явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на
происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и
устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью
выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена
Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники
и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как
нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе,
избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в
сцене пира на весь мир.
2. Использование фольклора и сказочных
элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом
пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с
верой в победу добра над злом, правды над ложью. ^ Уже зачин поэмы "В каком
году — рассчитывай, в какой земле — угадывай”, не дающий точных географических
координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской
земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой
дороге, глубоко символичны:
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разутва, Знобишина,
Горелова,Неелова — Неурожайка тож.
В своем странствии они проходят через
Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово,
Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая "целые селения на
попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...”. Тяжелый, изнурительный
труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет
крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На
высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой обрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А
волосы — песок.
Центральный вопрос поэмы: "Кому живется весело, вольготно на Руси?” не имеет однозначного ответа.
В первой части поэмы священник формулирует
общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и
наивности соглашаются правдоискатели:
В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, друга милые?
Они
сказали: "Так”.
Но дело в том, какое содержание вкладывают
представители разных сословий в понятие "счастье”. Для попа счастье — в
крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков.
Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное
сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который
"сам нуждается и рад бы дать, да нечего”. Два помещика, Оболт-Оболдуев и
Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское
счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии: в потехах псовой охоты, в
своеволии, которое разрешало крепостное право.
Богатство"прогрессивного” помещика
Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы
добровольные несли из "Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою”. Покой
помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик —
отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно
милует.
Счастье помещик понимает как удовлетворенное
властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная
гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат
счастлив тем, что в двадцати сражениях "был, а не убит”, "нещадно бит я
палками” — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как
"родилось реп до тысячи на небольшой гряде”; каменщик, надорвавшийся на работе,
рад, что добрался до родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для
народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость
человеку, пользу другим.
Покой — внутренняя гармония и чистая совесть.
Честь — уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.
Для народа слова: богатство, честь, покой —
наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими
нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам
на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:
Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну
Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: "Не дело между бабами
счастливую искать”. Счастливой она была только в молодости: хороший муж, лад в
семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали
мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, "Бог сибирской язвою” трижды
наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла,
вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила
собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.
Матрена называет деда Савелия — "богатыря
святорусского”, который двадцать лет провел на каторге.
Эти простые люди — золотой фонд русской
нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода.
Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков.
. Некрасов глубоко убежден, что счастье
возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не
смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он
приводит читателя к мысли:
Еще народу русскому Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
5. В поэме немало образов бунтарей и народных
заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у
народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю
Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.
6. Мотив истинного счастья народного
возникает в последней главе "Доброе время — добрые песни”, и связан он с
образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя.
Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери
горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную
любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за
народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:
Судьба ему готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа.