Жанровое разнообразие творчества писателя - несомненное свидетельство его талантливости. Драматургические опыты В. В. Маяковского, его мечта написать роман убеждают в том, что талант поэта был разносторонним и неистощимым. Маяковский по праву считал себя драматургом и не только потому, что он автор «Мистерии-буфф», «Клопа» и «Бани», произведений, прочно вошедших в историю драматургии как новаторские, но и потому, что, создавая произведения любого рода, он умел уловить в жизни и художественно воссоздать наиболее острые конфликтные ситуации, типически определенные характеры, зримо предстающие картины жизни. В своем драматургическом творчестве Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр, превратив его в широкое народное зрелище.
Исходя из убеждения, что «театр не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло», Маяковский создает сатирические комедии, обличающие мещанство и бюрократизм, в борьбе с которыми формировался новый человек, укреплялся социалистический строй.
В пьесе «Клоп» (1929) поэт объявляет непримиримую войну мещанству во всех его проявлениях. «Бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених», Присыпкин, переименовавший себя в Пьера Скрипкина, и в действиях, и в высказываниях выявляет свою обывательскую сущность. Обитатели «молодняцкого общежития», люди из будущего, в которое зритель попадает вместе с героями пьесы, воспринимают Присыпкина и микроб мещанства, которым он поражен, как явления, не совместимые с законами, взглядами, укладом жизни нового, социалистического общества. К «расчеловечиванию» Присыпкина, к превращению его в представителя вымершего рода человекообразных - «обывателиус вульгарно» - сводится основное действие пьесы. Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, предстает как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество.
Образом Олега Баяна в пьесе подчеркивается многоликость мещанства. Если Присыпкин - перерожденец, I1 делавший из своего пролетарского происхождения удобное прикрытие, то Олег Баян - приспособленец, лживыми фразами прикрывающий прогнившее нутро обывателя, искормленного старым капиталистическим миром и ос-га шиегося верным ему. И этот вид мещанства не менее страшен для общества, чем присыпкинщина. Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе Стеной, наступательный характер.
«Баня» (1930) направлена против бюрократизма, который представляет собой реальную опасность для строителей социалистического общества. Пьеса - сплав мечты и действительности, переплетение настоящего и будущего. Это достигается использованием фантастики, которая вплетается в реальную жизнь изобретателя Чудакова и его товарищей. Все действие сводится к борьбе за машину времени, создаваемую Чудаковым, которая позволит увидеть будущее, убедиться в реальности мечты, приближаемой каждодневно беззаветным трудом советских людей. Острый конфликт между настоящими строителями нового общества и Победоно-сиковым, стоящим на пути общества к будущему, разрастается в решительную схватку новых норм жизни с бюрократизмом, с победоносиковщиной. Фантастичность сюжета позволяет поэту показать неприемлемость бюрократических начал для общества будущего: машина времени сбрасывает тех, «...что не нужны для коммунизма».
Политическая острота в постановке проблемы, правда человеческих характеров и отношений, меткость поэтического слова, изобретательность в создании сценического действия - отличительные особенности и этой пьесы Маяковского.
Своими пьесами В. В. Маяковский успешно развивает комедийно-сатирические, традиции русской литературы XIX века, традиции А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Особенно тесную связь устанавливают исследователи между приемами создания драматического конфликта и комедийного характера у В. В. Маяковского и Н. В. Гоголя (например, тема «ревизии», чистки в «Ревизоре» и в «Бане»).
Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включить в развитие действия фантастику, находчивость в изобретении отдельных условных приемов, расширяющих возможности театральной постановки. Все это вызвало много споров вокруг пьес Маяковского, дало интересный материал в руки режиссеров-новаторов и актеров, мечтающих постичь и донести до зрителя значительность эпохи становления социалистического уклада жизни, красоту человеческого характера, рожденного Октябрем. Сила обобщения и мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем: обе пьесы с неизменным успехом идут на сценах театров уже пятое десятилетие и продолжают борьбу за социалистические идеалы.