В годы оттепели доминировали шестидесятнические
настроения. Постепенно они угасают. Зато всё большее распространение в конце
1960 – 1970-е годы получает почвенничество.
Почвенничество – литературное и общественное
направление 1860-х годов, идеологами которого стали Аполлон Григорьев, братья
Достоевские, Николай Страхов. Главной у них была идея национальной почвы как
основы социального и духовного развития России. Утверждался самобытный путь
развития страны, отличный от запада и от востока. Этот путь, предполагалось,
будет основан на православии и соборности. Интеллигенцию почвенники призывают
слиться с народной почвой, жить теми же традиционными православно-христианскими
ценностями, как и простой русский народ. Всё, что происходит в обществе и в
жизни конкретного человека, у них оценивается с позиций «божьей правды». В годы
советской власти эти идеи были признаны реакционными. Упор делался на
воспитание качеств не русского, а советского человека, и русские национальные
черты постепенно стирались, что вело к постепенной утрате неповторимого
национального лица. Поэтому по второй половине века идеи почвенничества
возрождаются и своего апогея достигают именно в послеоттепельное двадцатилетие.
В советскую эпоху идеологом почвенничества выступил Солженицын, на которого
сильнейшее воздействие оказал Достоевский.
Солженицын проповедует идеи
национально-религиозного возрождения России, будучи убеждённым в том, что
именно утрата веры в бога и отказ от православных ценностей и привели ко многим
трагедиям сталинской эпохи. Но в послеоттепельные годы произведения Солженицына
оказались запрещёнными, он не имел возможности печататься. Поэтому
популяризацией почвеннических идей занимались писатель Владимир Солоухин и
критики Вадим Кожинов и Михаил Лобанов, авторы журналов «Молодая гвардия» и
«Наш современник». Солоухин обратил на себя внимание не только как литератор,
автор книг «Капля росы» и «Владимирские просёлки», но и как своеобразный просветитель
российского общества, внедрявший идеи почвенников. Они получили отражение в его
книгах «Письма из Русского музея» и «Чёрные доски». Здесь автор впервые открыто
выступил в защиту древнерусских икон и разъяснил их специфику, показав, что
икона воплощает не реалистические черты лица, а определённые нравственные
категории (святость, благо и другие). Под влиянием Солоухина начинается
настоящая мода на иконы. Древнерусской живописью всерьёз увлеклись, хотя и
воспринимали её в основном как произведения искусства. Ещё один аспект,
развиваемый Солоухиным, – требование вернуть многим городам и улицам России их
исконные имена.
Помимо древнерусской живописи, почвенники
стремятся реабилитировать памятники древнерусской литературы. В сталинскую
эпоху таковые считались не имеющими ни художественной, ни общекультурной
ценности, почти не исследовались, не изучались в школах и вузах. Теперь же
появляются статьи Кожинова, Лобанова с положительной оценкой «Слова о законе и
благодати» и других памятников. Много сделал для возвращения в русскую культуру
древнерусской литературы академик Д.Лихачёв.
Шестидесятники обращались к истокам революции,
почвенников же интересуют глубинные истоки русской национальной жизни.
Почвенники стремились (далеко не всё можно было сказать прямым текстом) вернуть
историческую память, связанную с религиозной, православно-христианской
традицией. Вот какой исток русской культуры они имели в виду. Длительные века
данная культура определяла течение народной жизни. За этим всем стояла
потребность в гуманизации общества и восстановлении национальной самобытности,
всё более утрачиваемой под воздействием общемировых процессов урбанизации.
Почвенников интересовал не советский характер, а
русский национальный характер, не советская культура, а русская национальная
культура. В полной мере это проявляет почвеннический исторический роман. Самая
характерная фигура этой генерации – Валентин Пикуль. В отличие от
представителей советской исторической прозы, Пикуль делал акцент не на тяжёлые
условия жизни народа до революции и не на стихийные выступления против властей,
а на героические победы русского народа и успехи русской дипломатии и культуры.
Не случайно уже в XIX веке русская литература стала одной из ведущих в мире. Об
этом – романы Пикуля «Пером и шпагой», «Фаворит», «Битва железных канцлеров».
Популярность Пикуля объяснялась тем, что он соединил исторический материал с
захватывающим сюжетом в духе Дюма-отца. Заинтересовывая читателя, помогал ему
ознакомиться с малоизвестными (или фальсифицированными) страницами русской
истории и укрепить национальную память.