Упражнение 1.
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом и посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках.
Упражнение 2.
Найдите в этой странной записи дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Запишите получившиеся предложения.
1. Старик ловил существительным существительное.
2. Приплыла к местоимению рыбка.
3. Старый Тарас думал о прилагательном.
4. Завтра будет похоже на наречие.
5. Девять делится на числительное.
6. Все просили ее инфинитив.
7. Цельному словосочетанию скоро исполнится четырнадцать лет.
Упражнение 3.
Замените выделенные дополнения существительным с инфинитивом:
1. Многие охотники еще до охоты приучают молодых собак к ношению тяжелой поноски.
2. Директор рудника просил о присылке на несколько часов ледокола.
3. К людям тюлень привык, позволяет щекотку, берет из рук рыбу.
4. Зимняя дождливая погода помешала продолжению охоты.
Упражнение 4.
Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 5. Я тоже не переношу зла. 6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.
Упражнение 5.
Вставьте пропущенные дополнения в данные отрывки из сказки А.С. Пушкина:
1. Жил старик со своею (с кем?)
У самого синего моря.
2. Старик ловил (чем?) (что?),
Старуха пряла свою (что?).
3. Отпустил он (кого?) золотую
И сказал ей ласковое (что?).
4. «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты (чего?) выкупа с (кого?)!
Хоть бы взял ты с нее новое (что?)
Наше-то совсем раскололось».
5. «Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне (чего?):
Уж не хочет быть столбовою (кем?)…»
Упражнение 6.
Найдите дополнения в притче А.П. Сумарокова «Жуки и пчелы»:
Прибаску
Сложу
И сказку
Скажу.
Невежи-Жуки
Вползли в науки
И стали патоку
Пчел делать обучать.
Пчелам не век молчать,
Что их дурачат;
Великий шум во улье начат.
Спустился к ним с Парнаса Аполлон
И Жуков он
Всех выгнал вон,
Сказал: «Друзья мои, в навоз отсель подите;
Они работают, а вы их труд ядите,
Да вы же скаредством и патоке вредите!
Упражнение 7.
Составьте предложения с данными словосочетаниями. От чего зависит падежная форма прямого дополнения?
Понял задачу — не понял задачи; принёс тетрадь — не принёс тетради; выполнил упражнение — не выполнил упражнения; отгадал загадку—не отгадал загадки; обеспечил успех — не обеспечил успеха; нарушал порядок — не нарушал порядка.
Упражнение 8.
Подчеркните члены предложения. Укажите вид дополнений.
После теплой ясной погоды наступило ненастье.
Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и свежий мягкий хлеб.
Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
И туман, и непогоду осень поздняя несёт.